Сегодня утром лидер «Молодежного Яблока» Илья Яшин и координатор движения «ДА!» Мария Гайдар повисли с помощью альпинистского снаряжения под Большим Каменным Мостом. Юные демократы пошли по пути активистов НБП в знак протеста против отмены минимального порога избирательной явки и запрета на критику кандидатов во время избирательных кампаний. Яшин и Гайдар, висящие в семи метрах под мостом, натянули между собой десятиметровый баннер с надписью черным по желтому «Верните народу выборы, гады!», обращенный в сторону Кремля.
Также на Софийской набережной собралось около 20 активистов «Молодежного Яблока», которые выкрикивали лозунги «Россия без Путина!» и «Долой выборы без выбора!».
Поскольку санкции на сбор демократов и на выкрикивание антипутинских лозунгов никто не давал, на месте вскоре появилась милиция. В результате были задержаны пять человек, среди них Илья Барабанов («Газета.Ru»), Илья Васюнин («Новая Газета») и неизвестный активист «Молодежного Яблока».
Гайдар с Яшиным пока продолжали висеть под мостом. Но недолго. Увидев милиционеров, они хотели отстегнуть тросы, но отказались от этой затеи, когда им объяснили, что в этом случае они упадут в воду. На мост прибыли сотрудники МЧС. Снятые с тросов Гайдар и Яшин были доставлены в ОВД Якиманского района.
Напомним, во имя чего собственно Яшин и Гайдар отправились сегодня в отделение.
Их недовольство вызвал законопроект, принятый 17 ноября Госдумой в третьем чтении и вносящий ряд поправок в избирательное законодательство – закон «Об основных гарантиях избирательных прав…». В числе этих поправок – отмена минимального 20-процентного порога явки на выборах (для выборов Госдумы – 25%, для выборов президента – 50%). Тем самым для признания выборов состоявшимися становится достаточно одного проголосовавшего, а недовольные властью избиратели лишаются последней возможности выразить свой протест – не явиться на участки. Предпоследняя возможность была, когда существовала графа «против всех». Но ее отменили ранее.
Другая поправка законопроекта, вызвавшая недовольство оппозиции, касается запрета на регистрацию кандидатов, обвиненных в «экстремистской деятельности», в том числе имеющих непогашенную судимость за указанные деяния или административное наказание за изготовление и пропаганду нацистской символики. Тем самым вводится внесудебное ограничение избирательных прав: Конституция не позволяет ограничить избирательное право гражданина, объявленного «экстремистом», — для этого надо, чтобы он находился в местах лишения свободы по приговору суда.
Кроме того, проблема заключается в том, что «экстремизм» у нас можно толковать очень широко, что дает для власти дополнительные возможности для борьбы с неугодными партиями и кандидатами.
Наконец, запрещается агитация в телеэфире одних кандидатов и партий против других кандидатов и партий. То есть оппозиция лишается возможности сообщать гражданам об ошибках власти.
И это лишь одни из последних шагов в «настройке» избирательного законодательства под нужды «вертикали» и партии «Единая Россия». По сути этот процесс происходил в течение нескольких предшествующих лет.
Так, летом этого года политическим партиям было запрещено выдвигать на выборах членов других партий. Таком образом, мелкие партии лишаются возможности объединять усилия, формально не создавая избирательные блоки (уже запрещенные), а выдвигая своих кандидатов по какому-то одному «базовому» списку, как это происходило на выборах Московской городской Думы в декабре 2005 года. Кроме этого, была отменена упоминавшаяся выше графа «против всех» на выборах всех уровней. До этого, если против всех голосовало большинство избирателей, выборы признавались несостоявшимися.
Снижается с 25% до 10% процент недостоверных подписей избирателей, при превышении которого партиям или кандидатам можно отказать в регистрации на выборах, что дает возможность при желании легко отсечь от выборов любую неугодную партию. Вводятся ограничения на работу наблюдателей на выборах: до этого их могла направить любая общественная организация, после этого – только партии, зарегистрировавшие свои списки на выборах.
В 2005 году в закон «О выборах депутатов Государственной Думы» внесены изменения, предусматривающие проведение выборов исключительно по партийным спискам. Тем самым граждане лишаются возможности выбирать по одномандатным округам депутатов, представляющих их интересы. Также вводится запрет на создание избирательных блоков на выборах всех уровней, что лишает мелкие партии возможности объединиться и общими усилиями пройти в парламент.
В конце 2004 года отменяются прямые выборы губернаторов, вместо этого главы субъектов Федерации назначаются соответствующими региональными парламентами по представлению президента. Таким образом, губернаторы становятся полностью независимыми от жителей регионов, вместо которых появляется один-единственный избиратель, с которым стоит считаться, – президент страны.
В 2002 году появляется запрет на проведение референдумов в последний год полномочий президента и Госдумы, а также на инициативу о проведении референдума во время общефедеральных избирательных кампаний. То есть запрет распространяется на большую часть каждого избирательного цикла.