Неделя была интересна именно с точки зрений предложений, которыми засыпала нас власть, и соответственно – нашей реакцией на них. Тут было, например, и про то, чтобы ограничить количество таксистов в Москве. Чтоб лицензия, значит, была и переходила по наследству от отца сыну, как в Англии. Не очень понятная инициатива от нового заммэра по транспорту Николая Лямова, поскольку для чего она? То ли чтоб дороги сберечь – меньше ездят, дорогам лучше. То ли как исключительная забота о таксистах – чтобы цены у них держались и ни в коем случае вниз не опускались, хотя и странная для муниципального служащего. А может, ему просто нравятся традиции, семейные ценности. Если таксист – то из поколения в поколение таксист, передает по наследству секреты мастерства: как шину подкачать, как бензин выбрать. А если брадобрей – то брадобрей потомственный, с грамотой, и чтоб иных брадобреев тут нема. К такому брадобрею приятно придти, посидеть в его потертом кожаном кресте, повдыхать запах тройного одеколона и поделиться воспоминаниями. Ведь он брил еще папу, а его папа брил вашего деда… Семья, семья…
Но главное предложение на неделе, конечно, – от президента, который, собрав вокруг себе как бы парламентариев, но не как бы олигархов, разных звезд и первосвященников и поведал им в качестве программы действий о необходимости любви к детям.
То есть предложил им плодиться и размножаться, аки кролики.
Особенно целеполающе прозвучало про третьего ребенка в семье, что заставило вспомнить и то, какие третьи ребенки обычно гениальны. «Простая идея, но, на мой взгляд, весьма симпатичная, – рассказать, кто из наших знаменитостей, составляющих славу России граждан, был третьим ребёнком в семье. Среди них Николай Некрасов, Антон Чехов, Юрий Гагарин, Анна Ахматова. Без этих великих людей, без их творчества и свершений мир был бы другим…». Что, впрочем, навеяло и какие-то туманные библейские ассоциации.
«Наконец, третий сын Ламеха, рожденный уже от другой жены, носил имя Тувалкаина (по-греч. LХХ — Фовела). Библия не объясняет нам значение имени этого патриарха, но она прекрасно определяет его роль, как изобретателя разного рода медных и железных инструментов, потребных для земледелия, скотоводства, охоты, войны и музыки».
Литературные: «Третий сын вдруг выпрямился, протянул руку во тьме и схватился за край гроба, но не удержался за него, а только сволок его немного в сторону, по столу, и упал на пол. Голова его ударилась, как чужая, о доски пола, но сын не произнес никакого звука, — закричала только его дочь».
Сказочные: «У отца было три сына. Двое умных, третий – дурак». Нечего и говорить, что третьему все и досталось.
Исторические: «Историки выдвинули теорию о том, что в древности на Руси законное право наследования княжеского престола принадлежало не старшему сыну, как всегда считали, а младшему или третьему. Именно этот обычай стал причиной многочисленных междоусобных войн между братьями».
Зал – а это было отчетливо видно и из телерепортажа – озадаченно сглотнул, кое-кто в камеру сделал вид величайшего согласия, но еще больше озадачились внешние аналитики, ожидавшие провозглашение Перестройки-2, а вместо этого получившие как бы парочку памперсов. Только ленивый не вспомнил при этом Остапа Бендера, а развернутая цитаты из «Двенадцати стульев» - Остап выколачивает средства из членов провинциального «высшего общества», - буквально через десять минут принялась бесчисленно воспроизводиться на разных сайтах.
Впрочем, тут нам интересна не столько констатация этого очевидного перегноя государственной мысли, - не будем же мы в конце недели продолжать идти по столь уже проторенной слонами дорожке, - сколько возможность понять, почему?
Почему накануне нужно было через видеоблог обращаться к продвинутой части нации (по крайней мере, настолько продвинутой, что могущей с помощью модема взглянуть в упомянутый видеоблог) с критикой правящей партии, а потом с самой высокой трибуны страны на целый час завести непонятную канитель про детей?
Нет, ни то что бы мы были против детей. Да и, право, как можно быть против детей?! Не чудовища ж мы?
Глеб Олегович Павловский не зря укорил: «Столичные шутки безвкусны, и раскрывают тупость элитных групп. Дети, превращенные за 20 лет в объект полупозволенного садизма, стали низшей расой. «Дети – это просто смешно», - вот пароль сертифицированного негодяя или убогого. Отношение к детям, заключенным и другим слабым группам вымеряет качество общества, глубину его упадка».
Но все-таки, как практически заделать его, третьего сына, с кем? Ежели нет и второго, а, может и первого? Если твоей спутнице жизни за сорок? Если нет еще спутницы жизни? Насколько ж лет такая программа?
И потом, это ведь не разовая сделка: ты мне третьего сына, а я тебе – надел земли. И не свиноферма. Их, троих, лет 20 кормить, отмазывать от армии, лечить, беречь от наркоманской среды и доктора Бычкова, чему-то учить… «Третьему сыну старик дал стеклянный ключ, то есть обучил ремеслу стеклодува…» Да еще, блин, в условиях, когда перестройки отменяется…
Известный поборник развития России Юрий Крупнов не преминул тут вспомнить про себя: «Да это ж мой пиджачишка!»:
«Идея данного проекта была впервые сформулирована Ю.В. Громыко и Ю.В. Крупновым в 1999 году при подготовке доклада Минобразования России «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» - в частности, была предложена разработка «общенационального проекта «Трехдетная семья – залог социального развития России».
На что я ему заметил, что страна ждала от президента обещаний прорыва к лучшей жизни, а он... о детях, то есть о мытарствах в условии дефицита всего. Теперь, мол, не будет ни детей, ни прорыва. Поскольку кто ж будет рисковать с мятущимся капитаном? А создавать семью в эпоху надвигающейся смуты – ОГРОМНЕЙШИЙ РИСК!».
К чести фантазийного Юрия Васильевича, он тут же мгновенно выдал гениальнейшую фразу, которую я воспроизвожу с его копирайтом: «Согласен. Дети как перспектива не есть перспектива для детей». А то!
И тут мы отставим в стороне ритуальные песнопения, столь обязательные и звучные, сколь и пугающе бессодержательные, как будто их авторов предварительно пытали на дыбе.
Данилин: «…шаги, которые он предпринимает, постепенные, поэтапные и требуют, безусловно, более широкого горизонта планирования, чем тот, к которому мы привыкли». Поляков: «Конечно, задача этого Послания не риторическая и не в том, чтобы как-то структурно оформить и создать некий пошаговый план».
Есть ведь еще и гениальная фраза-обобщение (опять от Данилина): «Главное – не думать».
А вернемся к первопричине. Как же так вышло, что очередной царь-реформатор (волосатый после лысоватого, свободолюбивый после… дисциплинолюбивого), собрав и некоторые войска на плацу (и декабрист, можно сказать), спрятался под трон и стал косить под совершенно в этой истории постороннего?
Может, враги в критический момент отрубили телефонную связь с ИНСОРОМ, прям как в фильме «Операции «Валькирия» с Томом Крузом? А может старший царь каким-то образом прознал про perestroika и заменил доверенных спичрайтеров, а новые с дурковатым видом принялись вставлять в текст готового Послания шизофренические сюжеты. Прежние же, хихикая, выкидывать, выкидывать...
А может, все совсем не так. И младший царь – сам по сути ребенок с огромными глазами, мечтательный и пугливый в боярском террариуме. «Берегите детей!», - то был отчаянный крик о помощи, эхо которого некоторое время гуляло по кремлевским коридорам, затухая…
Мы его услышали, но не поняли. А поняли, так и что? Дальше, как сказал лицензированный классик из Лондона, тишина…