Депутаты краевого парламента Приморья, собравшись на внеочередное заседание, прекратили полномочия представителя края в Совете Федерации Игоря Иванова по запросу спикера СФ Сергея Миронова. Приморские депутаты вначале хотели подождать и сначала обратиться к председателю Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой прислать обоснование вынесения представления. Однако в дело вмешался лично губернатор края Сергей Дарькин, который убедил приморцев прекратить полномочия Игоря Иванова, зампреда комитета Совета Федерации по экономической политике.
Игорь Иванов – лишь один из четырех сенаторов, отставки которых потребовал спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. Другие трое – сенаторы от Хакасии, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Официально причины отставки Игоря Иванова так и не были названы, однако федеральные парламентарии не исключают, что эти действия связаны с таможенной спецоперацией и антикоррупционными отставками в силовых ведомствах, которые произвел президент в минувшую пятницу. Первый зампред думского комитета по безопасности Михаил Гришанков уточнил, что отзываемые члены Совета Федерации были связаны с Федеральной таможенной службой или крупным бизнесом. В частности, сенатор от Ямало-Ненецкого округа Борис Гутин до парламента был зампредом Государственного таможенного комитета, а представитель Ненецкого автономного округа Александр Сабадаш – известный питерский предприниматель.
Эту версию подтверждают и заявления Владимира Путина 13 мая, когда он сказал, что работа по борьбе с коррупцией, в частности на таможне, дала конкретные результаты, но не закончена, и не только в этом ведомстве. Президент сообщил, что последние перестановки и аресты в таможенной службе – «это результат длительной целенаправленной работы правоохранительных органов, прежде всего ФСБ и Службы внутренней безопасности таможни».
Как отмечают наблюдатели, если риторика борьбы с коррупцией превратится в масштабную политическую кампанию, это еще более усилит позиции силовиков в политической и хозяйственной жизни страны.
Первая волна антикоррупционной атаки пришлась на таможню, когда меньше месяца назад президент потребовал прекратить «практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются в экономическом экстазе». До этого сотрудники управления «К» изъяли как незаконно ввезенную партию мобильных телефонов на 530 млн рублей – демонстративно не обращая внимания на тот факт, что она уже прошла таможенную очистку. И, наконец, объявленные в пятницу отставки были неофициально увязаны представителями спецслужб с разоблачением сети преступников, которые при покровительстве высокопоставленных таможенников и сотрудников спецслужб незаконно ввозили в страну китайский ширпотреб.
в целом пятничная операция, во-первых, позволила президенту дать ответ на все растущий социальный запрос – жесткого противодействия коррупции. Согласно индексу восприятия коррупции Amnesty International, коррупционные показатели России, испытав период улучшения в 2002-2004 годах, в 2005-м вернулись к значениям 1990-х годов. И, по всей видимости, таможенная операция лишь начало более широкой показательной антикоррупционной кампании, о чем уже успел сказать вчера в беседе с руководством ВГТРК Владимир Путин. Во-вторых, проведенная операция повысила политический вес ФСБ, которая теперь может стать одним из главных героев новой антикоррупционной кампании и значительно усилить в результате свое влияние в хозяйственной сфере. И в-третьих, операция эта должна рассматриваться в качестве очередной корректировки баланса влияния двух кремлевских групп – «умеренных», ориентирующихся на Дмитрия Медведева в качестве преемника, и силовиков, лидером которых считается помощник президента Игорь Сечин.