Глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков рассказал «Полит.ру» о первоочередных задачах своего ведомства. Среди них министр правительства столицы отметил и управленческие: работники культурного сектора Москвы нуждаются в воспитании, им необходимы новый взгляд на свою работу и бюджет отрасли.
Сергей Александрович, Москва, как вы сказали, располагает лучшим на сегодня в России предложением в сфере культуры. Чего же нам еще не хватает?
Культурное пространство в Москве организовано очень по-разному. Я понимаю, что мы вернули былую славу московским паркам, но есть еще задача вернуть славу московским бульварам – символам столицы, Воробьевым горам… Смысл в том, чтобы не общий уровень был высшим, а чтобы каждый элемент культурного пространства был на высшем уровне.
Еще одна из основных задач – сделать город более пешеходным. У нас очень короткое лето. Нужно чтобы людям оно в Москве давало по максимуму, чтобы люди ходили, гуляли.
Как думаете, насколько бизнес должен входить в развитие культурного пространства – так, чтобы это не ограничивало доступа к нему для различных слоев граждан?
Знаете, сначала надо создать это пространство, сделать его безопасным, чистым, удобным. И только потом уже бизнес, как и все остальное общество, туда войдет.
То есть сейчас вы не можете говорить о каком-то проценте коммерциализации культурного пространства столицы?
Да вы что! Нет, конечно. Это же городские символы, в них нет коммерциализации. Туда приходит бизнес как сервис. И этот сервис помогает с атмосферой, с безопасностью… Это отнюдь не превращение культурных объектов в способ заработка для отдельных лиц.
Претерпевает ли какую-то эволюцию общий принцип развития культурных городских пространств? Может, например, планируется уйти от принципа "шаговой доступности" - благодаря развитию общественного транспорта, или что-то еще?
Нет, здесь никаких изменений пока не намечается. Все решает шаговая доступность, конечно. Потому что Москва - город без центра.
Какие проблемы сегодня существуют в развитии подотчетного вам сегмента, помимо финансовых?
Если кратко, необходимо развивать [среди работников сектора] уважение к деньгам, необходимо, с точки зрения менеджмента, привить правильное целеполагание. Люди должны работать не на учреждение, не на начальство. Они должны работать на потребителя, на зрителя, на москвича. Над этим сейчас работаем особенно тщательно.
А скажите, не становится ли организация культурного пространства попыткой организации самой культуры, ведь, по сути, буквально, вы как глава московского Департамента культуры указываете сегодня культуре ее место?
Департамент просто создает атмосферу. Атмосферу города. Вас с закрытыми глазами привезешь что в Стокгольм, что в Рим – вы почувствуете разницу. А культура здесь кругом, в архитектуре даже, даже в перилах московских подъездов, живет сама по себе.