Эксперты разных стран говорят о растущей роли Арктики и Азиатско-Тихоокеанского региона. Обе эти зоны принципиально важны и для России. Ключевым препятствием для их развития в этих направлениях являются климатические и связанные с ними транспортные проблемы. Одним из ключей к их решении издавна представлялся Северный морской путь. В последние годы обсуждение его роли в будущем страны обсуждается все более активно.
СМП предполагает транспортировка грузов из Мурманска, который в таком понимании становится ключевым транспортным узлом, в Дудинку, на Чукотку, а оттуда в российские и зарубежные порты Тихого океана и прилегающих морей. Равно как и наоборот: из Тихого океана – к Мурманску. Впрочем, и Мурманск является не конечной точкой, а перевалочным пунктом на морском пути из Европы в Азию. По мнению некоторых экспертов, этот путь может стать альтернативой движению через Суэцкий пролив и Индийский океан. Тем более перспективной, что сокращает путь на треть, он не предполагает плавание в насыщенных пиратами водах и т.д.
Велика может быть роль СМП и в развитии опорных для него территорий – особенно Мурманска. Это хорошо понимают региональные власти. По словам врио губернатора Мурманской области Марины Ковтун, «В Арктике у порта Мурманск нет конкурентов. Он входит в десятку крупнейших портов России по объемам перевалки грузов и является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути».
На базе морского порта Мурманск реализуется крупный инвестиционный проект федерального уровня - "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Основная цель проекта – создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба интегрированного в международный транспортный коридор "Север – Юг". Необходимость его реализации в полном объеме как стратегически важного для развития шельфовых месторождений и российской части Арктики подтверждена и президентом Владимиром Путиным, и премьером Дмитрием Медведевым. Отмечалось, что временное торможение инвестиций в развития Мурманского транспортного узла ни в коем случае не приведет к отмене проекта. "… работа над проектом "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" переходит в практическую плоскость. Для нас железная дорога на западный берег Кольского залива – это дорога в будущее, потому что открывает для нас новые возможности и повышает конкурентоспособность порта Мурманск", - сказала Марина Ковтун.
О перспективах Северного морского пути «Полит.ру» поговорил с экспертами- географами и транспортниками.
Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?
О СМП сейчас много говорят. В настоящее время достраивается завод по сжижению природного газа «Ямал-СПГ». Новая очередь там будет сдана, вероятно, в 2017-2018 году. И, конечно, нужно упомянуть порт Сабетта на Ямале, который готов уже на 80% и предназначен для выгрузки-погрузки всех типов судов. После этого Северный морской путь для России будет иметь большое значение. В Сабетте создают уникальную систему подогрева акватории, то есть это будет незамерзающий порт. Сейчас там проходит не очень много судов, в основном, китайские. Кроме этого, как считают многие, благодаря глобальному потеплению судам станет проще ходить по СМП. Однако даже в этом случае все равно понадобится ледокольная проводка.
Северный морской путь пока рассматривают лишь в привязке к транспортировке природного газа компании «Ямал-СПГ». Есть мнение, что если будет простроена дорога от станции Бованенково до порта Сабетта, то этот порт станет многофункциональным. Однако этот участок — лишь малая часть железнодорожного Северного широтного хода, (станция Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево), за который сейчас все бьются.
Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?
Наличие порта в разы увеличит количество рабочих мест. Кроме этого всякая транспортная инфраструктура создает и другие условия для развития. Те месторождения, которые разведаны, но еще не разработаны, могут получить новый виток для своего развития с появлением железной дороги, порта, через который возможен экспорт и можно завозить стройматериалы. Однако здесь нужно четко понимать, что вы будете возить, куда и за сколько. Главное, какова будет стоимость ледокольной проводки. Северный морской путь нужно еще разрабатывать и в правовом плане. В 2013 году вступили в силу «Правила плавания в акватории Северного морского пути». К ним возникло множество вопросов, так же как и к администрации СМП, которая располагается в Москве и имеет лишь филиал в Архангельске, то есть всю работу ведет дистанционно. Так, новые правила не предусматривают создания штабов морских операций, которые до этого осуществляли оперативное управление судоходством. Там нет четких процедур взаимодействия администрации СМП с операторами ледокольного флота.
Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?
По-моему, в Северном морском пути в первую очередь заинтересованы Ямало-Немецкий автономный округ и Камчатка, потому что Петропавловск-Камчатский хочет стать незамерзающим портом на СМП. Однако в морском пути заинтересованы и другие регионы — я думаю, вся территория Арктики. Он интересен и для Дальнего Востока. По срокам очень сложно сказать, к слову, Северный широтный ход обсуждается уже лет семь как минимум. Про СМП тоже говорят давно, но все зависит от того, какое будет финансирование. Поскольку сейчас встал вопрос инфраструктуры Крыма, то многие проекты начали сжиматься, от некоторых стали отказываться. То есть сейчас расход на транспортную инфраструктуру очень сильно сократили. Также на развитие СМП повлияет и то, как будет расти спрос на перевозки. Когда пойдет первая партия СПГ в 2018 году, тогда будет понятно, насколько это направление востребовано. С другой стороны, инфраструктура должна носить опережающий характер. А все морские порты на Северном морском пути — пока это узкие места, потому что для многих требуется капитальный ремонт, реконструкция, углубление.
Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?
Северный морской путь экономически и практически не используется восточнее Енисея, работает только перевозка «Норникелем» концентрата из порта Дудинка в Мурманск и далее на его переработку, все остальное пока не используется абсолютно. Регулярного судоходства нет, советское прошлое уже ушло, соответственно для Азиатско-Тихоокеанского региона значение Севморпути абсолютно непонятно: регулярная ледокольная проводка требует другой инфраструктуры, и это пока только планы, будет ли она организована — неизвестно. Мы до сих пор не можем организовать контейнерные перевозки по железной дороге через Россию, потому что у нас безумное время уходит на таможню, на разгрузку и т. д. Поэтому я с большим скепсисом смотрю на экономические перспективы восточной части СМП, то есть от Енисея дальше через Чукотку. Потому что Советский Союз, когда его осваивал, денег не считал, и это было связано с доставкой грузов из Европы с Соло Логистик на северные территории, которые тогда были гораздо более заселены и сильнее использовались экономически. Сейчас пока понятно, что эта советская система в рыночных условиях работать не может — слишком дорого. Поэтому все, что касается ледокольной проводки судов, перспектив — пока это чистые планы. Планов в Российской Федерации написано немерено. Мне бы хотелось понять, где реальность. Пока это все очень сомнительно. По объемам транзитной перевозки — ее нет: были пробные проводки. Экономически эта артерия не работает.
Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?
Все, что до Енисея, вполне может развиваться, но это не называется Северный морской путь. Севморпуть — это транзит от Мурманска до Камчатки всеми северными морями.
Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?
Пока никто в это не будет вкладываться. Федеральный центр интересует та зона, которая связана с шельфовой нефтегазодобычей. Это Баренцево и Карское моря. И добычей на Ямале. Все остальное — это шапкозакидательские идеи. Экономической основы под ними пока нет.
Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее? В том числе в свете роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона.
Северный морской путь возродился несколько лет тому назад, примерно с 2010 года идет рост транспортировок. Пользователи СМП — это не только суда, идущие под российским флагом, не только грузы, которые нужны в разных частях нашей страны, но и грузы, потребность в которых существует в странах Азиатского региона, транспортировка идет в Китай, Японию и гораздо дальше, чем сам Северный морской путь. Грузы — это не столько сжиженный природный газ, есть рост количества проходок по СМП и уменьшение количества судов в балласте, то есть идущих обратно пустыми. /Сопоставимо ли это с советскими объемами?/ — Пока этот объем несопоставим, но еще немножко, и все изменится. Я не могу сказать, сколько времени пройдет, но по динамике несколько лет (2-3 года, может быть, 5 лет) и объемы будут такими же, или превысят советские. Это будет зависеть и от шельфовых проектов, а также это может быть снабжение по Северному морскому пути северных проектов.
Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?
Роль колоссальная, потому что СМП не может быть непрерывным маршрутом, на котором корабли не используют береговую инфраструктуру вдоль своей трассы. Поэтому в каждом порту, в Мурманске (здесь, может быть, в меньшей степени — его нужно будет просто развить) и в других портах понадобится восстановление береговой инфраструктуры. Уже сейчас созданы аварийно-спасательные центры вдоль Северного морского пути, нужные для поиска и спасения людей, аварийных разливов нефти и т. д. Это уже достаточный шаг в развитии береговой инфраструктуры. Естественно, это шаг и в развитии территорий, потому что каждая из этих территорий, на которой расположен такой центр, будет получать толчок — это рабочие места, это вклад и в валовой региональный продукт.
Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?
Я бы сказала, что это будет государственно-частное партнерство. Конечно, изначально это будут вложения из федерального бюджета, потому что есть вещи, которые трудно построить только частным инвесторам или территориям. Но следствием вложения денег из федерального бюджета станет развитие на основе государственно-частного партнерства, потому что одним государственным бюджетом невозможно полностью развить эту территорию. Все эти вещи взаимозависимы: вложишь в развитие инфраструктуры, будет больше грузопоток по Северному морскому пути, соответственно, больше будут развиваться северные территории. Запускается механизм через федеральный бюджет, а дальше он начинает питаться через другие источники.
Каково значение Северного морского пути на сегодняшний день и его потенциал на будущее?
Самое главное богатство любого государства — это богатство территорий, которые сегодня могут быть пустынны, а завтра будут иметь коммерческий статус. Всегда территориальный вопрос — он самый острый, уже после него идут вопросы, связанные с полезными ископаемыми. Поэтому любая ситуация (погодная, климатическая), которая позволяет лучше использовать территории, пробуждает к ним интерес. В частности, сейчас благодаря глобальному потеплению стал судоходным Северный морской путь. По СМП вновь, после достаточно долгого «холодного» периода начинается судоходство. Раньше для того чтобы пройти сверху всей Евразии по Ледовитому океану, нужна была сложная ледовая проводка [при помощи ледоколов], сейчас проще: если у тебя есть ледовый класс у судна, то ты можешь в сопровождении ледокола пройти целым караваном. В прошлом году было около 2000 проводок, из них 80 не были санкционированы российским государством. Большинство из этих проводок было оформлено, выставлены штрафы. Это иллюстрирует повышение популярности этого пути: и китайцы, корейцы, японцы начинают сюда ходить.
Роль Северного морского пути для развития опорных территорий Крайнего Севера: Мурманск, Дудинка Красноярского края, Чукотка?
Все предполье этого морского пути охвачено хозяйственной деятельностью. Это и разработка шельфа в западном регионе — Мурманск, Штокман [в Баренцевом море]. Далее на восток также будут вестись разработки полезных ископаемых на шельфе. Как правило, это устьевые участки рек, где живут люди и где производится хозяйственная деятельность. Это Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. В устьях этих рек часто имеются крупные замерзающие порты, которые будут развивать.
Кто будет главным субъектом развития Северного морского пути? Территории, корпорации, федеральный центр, ученые? Что для этого нужно, что уже делается и каковы прогнозы?
То, что Северный морской путь будут развивать территории — это сильно сказано, они все, как правило, дотационные. Я думаю, это будет государственно-частное партнерство, 50/50 или в другом соотношении, но всегда это будет крупный бизнес (так как это дорогие условия финансирования) и государство, которое заинтересовано в развитии — это стратегический ресурс нашего государства.