Глава правительства России Дмитрий Медведев рекомендовал главам регионов Северо-Кавказского федерального округа оплатить долги за газ и электроэнергию «Газпрому» и «Россетям» местными энергосетевыми активами. Рекомендация Медведева была зафиксирована в поручениях правительства, сформулированных по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО.
В поручениях также отмечалось, что главы регионов округа неэффективно исполняли поручения, которые правительство дало им ранее. В результате руководителей Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечни обязали возглавить территориальные рабочей группы и обеспечить оплату газа и электричества местными бюджетными организациями, пишет газета «Коммерсантъ».
О том, что означают упоминания о неэффективности работы руководителей регионов, а также о том, почему федеральный центр решил использовать тактику, в результате которой регион лишиться некоторых активов, что еще уменьшит его и так незначительную экономическую самостоятельность, а также о том, почему это происходит именно сейчас, с «Полит.ру» поговорил Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ). По его оценке, дело прежде всего в том, что по финансово-экономическим соображениям стало невозможно использовать прежнюю модель взаимодействия федерального центра с региональными этническими элитами.
«Недовольство работой руководителей регионов Северо-Кавказского федерального округа было, есть и будет, наверно. Другой вопрос — почему сегодня это недовольство принимает такую форму, хотя проблема существует уже давно. По-видимому, это продолжение линии более жесткого давления на региональные этнические элиты, которую мы видим и в Дагестане, и в ряде других регионов Северного Кавказа. Москва демонстрирует, что в отсутствие достаточного количества "пряников", а именно — тех дотаций и субсидий, на которых во многом держится лояльность региональных этнических элит, она все больше готова прибегать к жестким методам. И на замечание о том, что объем субсидий уменьшается, она показывает, какие есть резервы.
Посмотрим, насколько это просто заявление главы правительства, а насколько оно будет реализовываться. Но если оно будет реализовываться, то да, перед нами механизм конвертации гласного и негласного субсидирования этнических республик Северного Кавказа в более жесткий финансово-экономический механизм.
Если говорить о том, станет ли положение этих республик более экономически зависимым, чем сейчас, то оно и сейчас является весьма экономически зависимым. В Москву не устраивает не только то, что ей приходится очень большие деньги вкладывать в поддержании условной стабильности на Северном Кавказе, но и то, как происходит расходование этих средств. И если она не видит возможности ужесточить контроль над их расходованием, просто контролируя региональной администрации, она намеревается более жестко контролировать это, взяв на себя финансово-экономический контроль по конкретным направлениям.
Это все равно, что если раньше деньги могли идти в региональные бюджеты через банки, то в какой-то момент они стали проводиться через казначейство и стало очень строго проверяться, на какие цели эти деньги выделены и на эти цели они тратятся. По сути дела, это механизм внешней администрации в этой части.
Почему это происходит именно сейчас? Думаю, что это — отчасти реакция на некоторое ухудшение финансово-экономической ситуации и на невозможность поддерживать ту модель, при которой большие средства шли на покупку лояльности этнических элит. Сегодня этих средств нет: сегодня правительство ищет возможность экономить, в том числе ужесточая дисциплину по расходованию средств.
На Северном Кавказе ситуация ведь вообще взрывоопасна в том смысле, что если у вас много денег, вы покупаете лояльность элит и закрываете глаза на то, целевым или нецелевым образом эти деньги расходуются и в чьи карманы идут те средства, которые вы направляете в эти регионы. А когда денег становится меньше, вы вынуждены устанавливать более строгую дисциплину, потому что другого выхода у вас нет. То есть это вынужденный переход на иную модель взаимоотношений с региональными элитами Северного Кавказа, что является реакцией на проблемы, которые испытывает федеральный бюджет.
Будет ли эта новая модель работать на Северном Кавказе или же может возникнуть необходимость менять руководителей регионов? Одно другому не мешает. Конечно, переход на иную модель сопряжен с трениями и проблемами, потому что это ломает сложившиеся механизмы и поддержания этнических элиты, и их взаимодействия с федеральным центром, и так далее. Но выбора у федерального правительства нет: оно не делало бы такого, если бы могло спокойно продолжать слать деньги в том объеме, в котором они шли раньше.
Однако сегодня этого уже не получается, и надо где-то "подкручивать гайки", потому что в противном случае, то есть, не переходя на другую модель, а просто недостаточно финансируя предыдущую, Москва как раз и столкнется с противостоянием этнических элит. А в случае попытки перехода на другую модель в противостояние все равно, конечно, будет, но в таком варианте все-таки предлагается что-то новое. Перейти на эту модель будет непросто, переход сопряжен с конфликтами, но выбора нет — на то, чтобы поддерживать старую модель в прежнем виде, средств нет», — сказал Николай Петров.