Пафосная риторика Медведева на тему Северного Кавказа сводится к двум вещам: террористов уничтожать, бизнес развивать. Меж тем, террористы, которых никак не удается уничтожить, наносят удары по создаваемой туристической инфраструктуре и крышуют бизнес. Замкнутый круг получается.
Дмитрий Медведев провел заседание Национального антитеррористического комитета. По месту наличия наиболее серьезных проблем — на Кавказе. По пути из аэропорта президент заехал на кладбище в Беслан, где возложил цветы к монументам жертвам теракта в 2004 году и сотрудникам спецназа, погибшим при освобождении заложников.
«Именно здесь, на Кавказе, наши граждане практически ежедневно сталкиваются с терроризмом; он существует и в других частях страны, но на Кавказе он практически повсеместно, теракты происходят весьма часто», — сказал Медведев, открывая заседание. Признание ценное — из уст российской власти редко звучит оценка, что что-то плохое происходит регулярно и повсеместно. Признав проблему, следует предложить пути решения. И здесь все было не так радужно
В целом речь была вполне в духе президента. Президент России Дмитрий Медведев потребовал от спецслужб уничтожать «непримиримых» боевиков, наносить превентивные удары. «Эти выродки не церемонятся с женщинами и детьми, и их нечего жалеть», — сказал Медведев.
Прорывным выглядит предложение Медведева упростить УПК, дабы судить за террор в других региона, но и оно в целом соответствует силовой логике. По мысли Медведева, законодательство в этой области должно «помогать работе», а не «создавать сложности».Судить преступников в регионе, где родственные связи имеют явный примат над российским законодательством — сложно. Значит, надо отменить законные процедуры.
Планируемое в рамках реформы МВД России сокращение численности сотрудников органов внутренних дел не затронет Кавказ, сообщил во вторник президент России Дмитрий Медведев на заседании Национального антитеррористического комитета (НАК). В ряде случаев численность будет увеличена. Иными словами — в решении проблем Кавказа и вооруженного подполья в регионе ставка делается все-таки на силовую составляющую. До такой степени, что даже священная корова — реформа милиции — не будет реализована здесь.
Всякий раз говоря о Кавказе, власти подчеркивают эту самость, уникальность Кавказа. Даже предлагая интеграционные проекты, как это регулярно делает президент.
Начинает меняться в одной республике региона, как тут же вести приходят из другого. Визит Дмитрия Медведева был омрачен рядом терактов в Кабардино-Балкарии. 18 февраля в КБР было совершено нападение на московских туристов, погибли три человека. В этот же день была подорвана канатная дорога на участке между станциями «Старый Кругозор» и «Мир» на Эльбрусе. В результате обрушились примерно 30 из 45 кабинок. Никто не пострадал
Недавние события в Кабардино-Балкарии показывают: когда риторика властей наталкивается на суровую реальность, в которой теракты обыденность, а счет вечно истребляемых боевиков все еще идет на тысячи, политика силы не дает эффекта, даже вкупе с политикой выделения денег.. Полпред президента в СКФО Александр Хлопонин из-за активизации боевиков в Приэльбрусье в понедельник объявил, что нужно приостановить прием туристов на курортах региона. «Тем, что сегодня происходит, мы откинули себя как минимум на год, а может и на два назад. Чтобы теперь восстановить доверие, сделать, чтобы люди приезжали сюда, мало вычистить "нечисть" с территории, надо потом еще объяснять и доказывать людям, что здесь безопасно», — подчеркнул он, призвав местное население не поддаваться страху и панике. По оценкам туроператоров, спрос на путевки на Эльбрус может упасть до нулевых отметок.
В 2010 году по инициативе Хлопонина был разработан проект, предусматривающий создание в СКФО пяти горнолыжных курортов — в Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии. Предполагается, что в проект будет вложено около 540 миллиардов рублей, государственных средств будет менее пятой части.
Получается, что проект, целью которого было создание рабочих мест и улучшение социально-экономической ситуации, считающейся причиной террора, сам подвергся атаке террористов и ситуация была возвращены к стартовым (если не хуже) условиям. Инвесторы на таких условиях в регион вряд ли особо будут рваться и ситуация закольцовывается.
Осложняется проблема и тем, что де-факто баланс (пусть и с постоянными терактами) держится преимущественно, если не полностью силой оружия. Специфическое правовое поле и правила игры, существующие в большинстве регионов СКФО. Законы практически не работают, сильна зависимость любого бизнеса от силовых группировок (в том числе террористических). Исправление ситуации пока в основном существует лишь в головах чиновников. Зато Кавказ лоялен политически и на выборах электорально привлекателен, ведь технологии контроля за выборами там доведены до наивысшего уровня. Недаром спикер чеченского парламента обещал, если будет воля руководства, показать результат «Единой России» в 120 процентов.