будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
правозащитное движение тюрьмы и колонии
Май 16, 2025
Страна

«Сейчас нарушен ключевой принцип формирования ОНК»

Общественники и гражданские активисты добиваются перевыборов в общественные наблюдательные комиссии (ОНК), контролирующие соблюдение прав заключенных в следственных изоляторах. Они подчеркивают, что  в ОНК вместо опытных правозащитников пришли ветераны ФСИН, «косвенно заинтересованные в оправдании» своих бывших коллег, если те допускали некие противоправные действия.

Как сообщила газета «Коммерсантъ», ряд проходящих по так называемому «болотному делу» граждан и представители 27 общественных организаций направили письмо с требованиями о перевыбрах в Госдуму и Общественную палату. Письмо было направлено после того, как президентский Совет по правам человека указал на существенное сокращение квот для членов ОНК и объявил о необходимости довыборов.

Процесс формирования общественных наблюдательных комиссий следует сделать полностью прозрачным. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» высказала Елена Першакова, старший юрист фонда «Общественный вердикт», объясняя, насколько ситуация с ОКН острая, насколько необходимы перемены и есть ли шанс добиться этих перемен какими-то законными методами.

«На мой взгляд, на выборах, которые состоялись в общественные наблюдательные комиссии по регионам, – я, как человек, который был членом общественной наблюдательной комиссии Пермского края в двух созывах, могу об этом сказать, – был нарушен ключевой принцип формирования таких комиссий. Этот принцип предполагает, что в комиссию должны входить люди, имеющие опыт защиты прав граждан.

Насколько мне известно, на этот раз в ряде регионов формирование общественных наблюдательных комиссий прошло таким образом, что туда вошли бывшие сотрудники различных правоохранительных органов, а люди, которые имели и имеют опыт, в том числе мониторинга прав человека в местах принудительного содержания, в состав комиссий не вошли.

Притом есть случаи, когда люди еще могут туда войти. Известно, что в общественную наблюдательную комиссию региона не могут войти люди, которые работали в ней три срока в этом регионе. Это предусмотрено законодательством. Но что касается вопроса о перевыборах и того, нужны ли они вообще, то мне кажется, что это не должны быть перевыборы. Просто Совет при Общественной палате РФ, как мне кажется, должен пересмотреть некоторые свои представления о том, каким образом должно производиться формирование общественных наблюдательных комиссий, сделать этот процесс абсолютно прозрачным.

На данный момент закон этой прозрачности не предусматривает. И, на мой взгляд, Общественной палате нужно сделать все возможное, чтобы такая прозрачность все-таки появилась.

Если говорить об обжаловании результатов формирования общественных наблюдательных комиссий, то, насколько я знаю, при формировании предыдущих общественных наблюдательных комиссий, когда еще действовал Гражданско-процессуальный кодекс, ГПК, не попавшие в комиссии люди пытались обжаловать решение, принятое в их отношении, по 25 главе этого кодекса. Однако им ответили, что глава 25 ГПК не охватывает подобные случаи.

В настоящее время уже вступил в силу Кодекс об административном судепроизводстве. И, насколько мне известно, практика обжалования еще не наработала – именно в части, касающейся решений Совета Общественной палаты Российской Федерации по формированию общественных наблюдательных комиссий. И что здесь будет, сказать очень сложно. На этот счет есть различные точки зрения: одни считают, что обжаловать можно, другие – что нет. Дать определенную оценку того, насколько таким образом окажется возможным добиться результата, я пока не могу», – отметила Елена Першакова.

Ранее первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру» Алексей Макаркин также отмечал, что состав ОНК нового созыва качественно отличается от состава прежде действовавших комиссий, и в первую очередь тем, что новые комиссии могут лучше защищать права не заключенных, а охранников.

«Конечно, состав ОНК серьезно изменился, и изменился он в направлении всемерной защиты прав, свобод и достоинства охранников.

Есть ведь разные подходы к правозащите. Есть классический подход – что надо защищать зэков. Есть подход «вообще-то зэк сидит правильно, и совсем забывать о нем не нужно, но, раз он сидит правильно, надо в первую очередь обратить внимание на законопослушную часть общества, которая в этом же следственном изоляторе находится». А это – охрана. Соответственно, вопрос в том, как выстраивать отношения ОНК и администрации СИЗО, кто они друг другу: союзники в борьбе с преступностью или оппоненты?

Сейчас, как я понимаю, ФСИН и в целом силовики получили очень лояльный, удобный состав Общественной наблюдательной комиссии, причем не только в Москве. Эти комиссии, видимо, теперь куда реже будут вмешиваться в вопросы, которые сотрудники ФСИН хотели бы не придавать особой гласности. Это называется «конструктивное сотрудничество». Ну, видимо, они будут так сотрудничать.

Раз систему нельзя уничтожить – все-таки ОНК существуют уже давно, – значит, можно попробовать ее адаптировать, сделать лояльной. Что, собственно говоря, и получилось. И, кстати, не только по новому председателю – эта практика появилась не в этом году, но теперь она расширяется, в ОНК все больше входят отставные сотрудники ФСИН, например. Они, конечно же, будут защищать интересы своих преемников, которые продолжают их дело.

 
ФСИН России / 31.fsin.su

Думаю, что такой процесс, когда институт сохраняется, причем институт уже успевший заработать авторитет, уже привлекший общественное внимание, но теперь от этого института будут исходить уже другие сигналы, другие импульсы, – это очень тревожная практика. Потому что авторитет можно получить длительной работой, но разрушить его таким образом можно достаточно быстро.

А кем теперь правозащитники будут ходить? Вот с новыми членами ОНК и будут. Если пойдут, скажем, два человека, как ходили прежде, то либо они вдвоем будут говорить, что все хорошо, а исключением мелких недостатков, либо один будет говорить одно, а другой – другое. Будет слово против слова. Так что даже тем, кто остался в ОНК, с такими коллегами, конечно, работать станет сложнее», – объяснил Алексей Макаркин. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).