В пятницу 24 ноября в четвертом, окончательном чтении будет рассмотрен проект важнейшего финансового документа страны – закона о федеральном бюджете на 2007 год. О специфике бюджета на следующий год, задачах, проблемах и новациях бюджетного процесса нам рассказала член комитета по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина. Беседовала Наталья Харламова.
Как вам видится бюджет-2007?
После нулевого чтения в бюджете-2007 были увеличены доходы – свыше 300 миллиардов и расходы – свыше 280 миллиардов рублей. Что изменилось? В национальных проектах «Образование» и «Социальная политика» появились выплаты матерям, в том числе и неработающим. Размер этих выплат при рождении ребенка составляет 8 тысяч, до полутора лет на первого ребенка 1,5 тысячи и на каждого последующего по 3 тысячи рублей. Кроме того, введено частичное возмещение расходов семьи по оплате за детские дошкольные учреждения, что не практиковалось раньше.
Таким образом, идет немалый прирост финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, культуры. Причем прирост финансирования больше, чем инфляция, следовательно, финансирование социальной сферы увеличивается в реальном выражении.
В целом бюджет направлен не только на социальную сферу, но и на стратегическое развитие, что само по себе немаловажно. Инвестиционный фонд бюджета составляет свыше ста миллиардов рублей, и для меня как депутата из Красноярского края очень важно, чтобы средства были направлены на развитие Нижнего Приангарья. Так, уже в этом году будут выделены средства на развитие Красноярского края, в том числе на достройку Богучанской ГЭС.
Остались ли, на ваш взгляд, больные места у бюджета?
Да, хотелось бы остановиться и на некоторых негативных моментах бюджета-2007, поскольку из СМИ народ знает только о плюсах.
В последнее время Борис Грызлов выражал несогласие с размерами минимальной заработной платы, и партия «Единая Россия» вместе с профсоюзами настояли, чтобы к концу 2007 г. минимальная заработная плата составляла не менее двух тысяч рублей.
Относительно пенсий в Послании президента было сказано, что они должны увеличиться на 20%. Однако при рассмотрении бюджета Пенсионного фонда такого увеличения не получается, поэтому фракция «ЕР» настаивает на индексации в большем размере.
Следующий момент – это северная проблема. До сих пор не найден компромисс с правительством по сохранению районного коэффициента в базовой части пенсий при выезде из районов Крайнего севера. Эта проблема на сегодняшний день не решена: есть прописанные, но не проживающие на севере люди, которые при этом сохраняют льготы на пенсии. Считаю, что это недоработка правительства.
Кроме того, постоянно обсуждается недостаточное финансирование переселения из районов Крайнего севера. В связи с чем Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока вышел с предложением дополнительно выделить свыше 4 млрд рублей на переселение. В свою очередь мы настаиваем, чтобы выделяемые средства направлялись только на переселение пенсионеров и не смешивались с проблемой закрывающихся поселков, которая требует отдельного рассмотрения. Также важно начать выплачивать северянам сгоревшие в 1991 и 1998 годах вклады, но пока эти вопросы бюджет-2007 не учитывает.
Между тем прошла поправка «ЕР» Володина и Лаховой, которую поддержали бюджетный комитет и правительство, о выделении средств в размере 500 млн рублей на приобретение жилья круглым сиротам. В правительстве было принято решение о софинансировании этой проблемы субъектами и федерацией.
Есть еще одна болевая точка – это детские пособия. В течение полутора лет после рождения ребенка мать получает пособие, затем вопрос поддержки семьи остается открытым. Малообеспеченные семьи получают всего 70 рублей. Некоторые субъекты Федерации решают проблему самостоятельно и поддерживают малообеспеченные семьи в большем размере. Лично я считаю, что в этом отношении должна быть выстроена государственная политика федерального центра, обеспечивающая хотя бы частичное субсидирование от Федерации. Необходимо учитывать, что регионы не могут позволить себе, как Москва, поднять размер пособия до 300 рублей, им нужна поддержка от центра.
В то же время созданное по инициативе партии «ЕР» бюро Высшего Совета Всероссийской организации «Местное самоуправление», членом которого я являюсь, добивается выделения средств на строительство и содержание не только федеральных, но и межпоселенческих, и муниципальных дорог.
Применяемая методика распределения средств, предложенная в прошлом году «Единой Россией», более прогрессивна, по сравнению с методиками прошлых лет. В частности, было предложено сохранение дотаций территориям, которые увеличивают внутренний региональный продукт и доходы, сокращают кредиторскую задолженность. В то же время при использовании данной методики расходы на жилищно-коммунальную сферу в прошлом году были взяты для расчета 25%, а в этом году 10%. В результате для районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, несмотря на применение повышенного коэффициент 1,3, выделяемые средства не покрывают всех затрат, связанных с труднодоступностью (например, по доставке топлива).
Если проанализировать бюджет субъектов центральных южных и западных территорий, мы наблюдаем рост по фонду финансовой поддержки, тем временем, если взять Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север, приравненные к нему территории, там фонд финансовой поддержки находится на уровне этого года или меньше. В ходе работы трехсторонней комиссии, в которую вошли сенатор от Архангельской области, представитель от Корякского округа и я как представитель от Красноярского края, было предложено пересмотреть распределение средств исходя из реальных затрат труднодоступных территорий. Правительство провело работу с субъектами федерации, которые должны были предоставить расчет и доказать свои повышенные издержки.
Думаю, что нерешенные в рамках бюджета 2007 вопросы мы сможем решить в ходе следующего года. Как известно, неиспользованные средства за главными распорядителями кредитов переходят на следующий год, поэтому вполне реально решить отдельные вопросы в ходе рассмотрения допдоходов.
Бюджет в последние годы называют бюджетом развития. О развитии чего идет речь?
Я думаю, что бюджет кардинально меняется в сторону инвестиционной составляющей. Нам удалось стабилизировать ситуацию в социальной сфере. У государства есть конституционные обязанности, как раз сейчас наступает момент, когда государство «отдает» и реализует права граждан, в том числе в здравоохранении и образовании.
В последние два года резко улучшилась ситуация в сфере бюджетного здравоохранения: повысилась и продолжает повышаться доступность медицинских услуг, в том числе за счет строительства медицинских центров в субъектах Российской Федерации. Федеральным бюджетом предусмотрена как постройка центров, так и обеспечение дорогостоящим оборудованием, оплату которого берут на себя федеральный центр и субъекты федерации. Медицинские центры будут сдаваться в эксплуатацию уже в 2007 году, и в скором времени люди смогут получить жизненно-важные медицинские услуги.
Что касается образования, государство начинает предоставлять образовательные кредиты, которые могут включать в себя не только оплату обучения, но жилья и даже расходов на содержание. В образовании также важен госзаказ, чтобы, получив образование, люди были востребованы и имели рабочие места.
А какова ситуация в вашем регионе?
Наряду с инвестиционной составляющей в нашем округе важен прирост доходов не только за счет экспорта, но и за счет внутреннего товарного производства. Причем в Красноярском крае в комплексе решаются и социальные вопросы, и вопросы экономики. Специально создан национальный университет, пока единственный на всю Сибирь, который будет готовить специалистов не только для края, но и для всей страны. Более того, развитие производительных сил даст рост дополнительных доходов не только в бюджет Красноярского края, но и в федеральный бюджет, что еще раз подчеркивает важность комплексного подхода к решению вопросов.
В своем послании от 25 сентября губернатор края Хлопонин особо подчеркнул, что субъекты развиваются не сами по себе, они гармонично вписываются в общее развитие страны. Говоря о большом количестве семей Красноярского края, нуждающихся в детских дошкольных учреждениях, губернатор отметил, что семьям, стоящим в очереди на получение места в дошкольном учреждении, власть субъектов федерации обязуется выплачивать ежемесячно по 3 тысячи рублей до достижения ребенком трех лет.
Кроме того, возвращаясь к направленности бюджета на развитие, хочется затронуть вопрос доступности жилья. Как известно, был принят жилищный кодекс, но если анализировать ситуацию на местах – не было построено ни одного квадратного метра социального жилья. То есть люди пожизненно будут ютиться кто-то в общежитии, кто-то ходить по квартирам, и это очень печально. Получается, Конституция гарантирует человеку право, а государство не выполняет обязанность предоставить жилье.
Губернатор Красноярского края заявил, что мы сделаем свою, краевую программу по строительству социального жилья. Таким образом, несмотря на то что по Конституции строительство входит в обязанности муниципалитета, краевой центр взял на себя обязанность создать программу «Социальное жилье», чтобы начать строительство с глубинки и закончить краевым центром. Губернатор уже наметил пути ликвидации очереди по социальному жилью. Говоря о национальных проектах в целом, Хлопонин обратил внимание, что федеральный центр дал вектор направления, выделил средства на решение глобальных вопросов, и теперь решения должны приниматься на уровне субъектов и муниципалитета. Губернатор подчеркнул, что субъекту нужно брать на себя расходы по выделению земли, строительству дорог, инженерной инфраструктуры, чтобы снизить цены на жилье и позволить людям со средним достатком воспользоваться ипотечным кредитом.
Таким образом, должна существовать неразрывная связь власти федерации, субъектов и муниципалитетов, отражающаяся в федеральном бюджете. Причем при решении проблем страны необходима гармоничная работа представителей власти вне зависимости от партийной принадлежности.
Какова вообще роль депутатов в бюджетном процессе?
Дело в том, что депутат всегда хочет внести поправки и дополнения, и именно исполнительная власть говорит о возможности или невозможности осуществления тех или иных инициатив. Но ведь для того и щука, чтобы карась не дремал – для того и существуют депутаты, представительная власть, чтобы исполнительная власть не отставала. В этой области должна быть сбалансированность, должен идти диалог.
А на что, как вы считаете, нужно направить деньги, полученные за счет досрочного погашения долга Парижскому клубу?
Знаете, в кредит берешь всегда чужие, а отдаешь свои. Любой кредит – это ярмо на шее. Так, некоторые депутаты предлагают досрочно отдать все кредиты, тогда появятся допдоходы за счет сокращения процентов отчислений. Высвободившиеся таким образом десятки миллиардов рублей мы могли бы направить в инвестиционный фонд. Ведь зачем кормить чужую экономику, когда нам нужно свою развивать? Мы видим, что вектор развития идет на Сибирь, Дальний Восток, где у экономики есть огромный потенциал, который может дать толчок развития России в целом.
Там мы развиваем взаимоотношения с Юго-Восточной Азией, важным сектором является развитие Нижнего Приангарья, строительство ЦБК, строительство перерабатывающих лесных комбинатов, углубленная переработка леса, выпуск и отправка за рубеж именно готовых изделий, а не леса-кругляка, о чем говорил президент. Проработав 14 лет в представительном органе Красноярского края, я хорошо помню время, когда в краевом совете мы рассматривали бюджет и в нем 20% составляли доходы именно от лесной отрасли. Потом же этот процент уменьшился до нуля. С приходом Хлопонина прекратился вывоз леса-кругляка, доходы от лесопереработки увеличиваются, но не кардинально, потому что нужно менять оборудование, технологии. Сейчас мы будем делать акцент на лесопромышленный комплекс.
А насколько доходная часть бюджета зависит от поступлений из сырьевой сферы?
Как в прошлом, так и в этом году по цене на нефть у нас была цена отсечения, которая не изменилась, – 27 долл. за барелль. В рамках этого доходы растут, а остальное составляют доходы от других отраслей экономики. Поэтому можно говорить о том, что в России идет развитие и рост экономики в целом. К примеру, внутренний региональный продукт Ростовской области, не имеющей ни газовой, ни нефтяной трубы, растет, а если взять Красноярский край, в силу его географического расположения, природных ресурсов и сложившейся структуры производства, то во внутреннем региональном продукте пока превалирует экспорт сырьевых предприятий. Но если сравнивать бюджеты края прошлых лет и этого года, удельный вес доходов от экспорта продукции снижается с 70 до 60%. Это говорит о том, что идет развитие и других отраслей экономики.
В связи с тем, что мы все-таки задали вектор развития экономики, инвестиционный стратегический бюджет, считаю, что у нас пойдет замещение сырьевого экспорта на экспорт товаров и услуг, произведенных в России. В первую очередь это туристический бизнес. Сейчас мы по бюджету предусмотрели средства для Сочи. Как и во многих других странах, нам стоит создавать условия для замещения доходов, поступающих от сырьевых экспортных отраслей, на доходы от услуг и внутреннего товарного производства. Например, в Красноярском крае, по сравнению с 2002 годом, доходы увеличились в 4 раза, и удельный вес продукции от сырьевых экспортных предприятий сокращается, а внутренний рынок растет. И это очень важно, потому что создаются рабочие места, это занятость. Кроме того, экспортные предприятия для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке используют новые технологии, процесс ведет к созданию рабочих мест на предприятиях внутреннего товарного производства. Также у нас достаточно сильно отстает сфера услуг. Таким образом, внутри страны существует огромное поле для деятельности и для развития, и я считаю, что бюджет-2007 – это действительно бюджет стратегического развития.
Опасно ли укрепление рубля для экономики?
Если будет идти развитие экономики, то это не опасно. Это не опасно, когда мы будем производить конкурентоспособную продукцию на экспорт.
Как вы относитесь к механизму сметного финансирования и к механизму, направленному на результат расчета бюджета?
Очень положительно, потому что, проработав начальником финансового отдела управления в Норильске, знаю ошибки сметного финансирования. Мы всегда ругали руководителей и распорядителей кредитов за то, что они не израсходовали деньги. При финансировании, направленном на конечный результат, каждый руководитель должен отчитаться за вложения и итог, что, несомненно, повышает ответственность. Если взять хозрасчетные организации, то там используют не сметное финансирование, а оценивают конечный результат – есть прибыль или нет, в таком случае возможен перерасход по одной статье, при условии экономии в другой. Там считают отдачу за каждый вложенный рубль.