Вернее, съезд модернизаторов-консерваторов – таков идеологический мейнстрим съезда «Единой России» в Петербурге, на который я попал в минувшие выходные в качестве приглашенного блогера.
Только не говорите, что это оксюморон, что так не бывает, а модерн на то и модерн, что преодолевает старину. Краем глаза я подглядел, что в распространяемой здесь партийной газете вполне красовалась загодя набранная статья «Модернизация и консерватизм». И хорошо ведь объединялось, хорошо прочитывалось и запоминалось. На ту же тему был и первый день – «Медиафорум».
Вообще, «Медиафорум» - это такое мероприятие, на котором столичные аналитики и партийные деятели самозабвенно пудрят мозги региональной прессе. Продают событие в красивой упаковке. Проблема, однако, в том, что сам я был накануне с поезда, расселение шло с очередями и приключениями (главреда Liberty.ru В.Данилова и великого патриотического публициста Святенкова не пропустила на съезд ФСО, меня ФСО пропустила), а ночью, как водится, отмечали. Оттого в глазах был песок, а в ушах бананы. Издалека доносилось: «модернизация, модернизация…бу-бу-бу…». Что несколько напрягало, потому что никто не говорил, в результате чего она должна последовать.
Из подслушанных фраз складывалась довольно причудливая картина. «Апокалипсис сегодня» плавно переходящий в «Триумф воли». В зал я прибрел как раз на словах вальяжно рассевшегося на сцене Г.Павловского: «Если не будет модернизации, мы исчезнем с карты мира». А в следующем спиче Алексея Чеснакова вроде бы «обещалось подстегнуть институты модернизации так, чтобы они запрыгали почище, чем на Западе».
Насколько я понял, москвичи настойчиво анонсировали интригу съезда. Концепция была такова: движение вперед необходимо, а застой смерти подобен. Медведев скомандовал «вперед!», тем саамы инициировав преодоление имманентного конфликта. Вопрос, какого? С Путиным? Консерваторов и модернизаторов? Элиты и народа? Коррупционеров и честных? Тандема и бюрократии? Всех вместе? «Вот мы и посмотрим сейчас, кто есть кто в модернизации?» - зловеще пообещал Г.Павловский, обводя пронзительным взглядом зал настороженно и, я бы сказал, враждебно притихших регионалов. Отчего мне почудилось: уж не поставили ли где-нибудь гильотину?
Забегая вперед, впрочем, замечу, что народ, возмущенный Павловским, совершенно не желал раскалываться по поводу каких-либо разногласий, предпочитая, чтобы вожди все решили за них по-тихому и желательно в своем узком семейном кругу. И тут же настучал этим вождям: «а вот Павловский нам сказал, что намечается раскол модернизацией…» Из чего я диагностировал новое психическое заболевание коллективного бессознательного: считать любые разговоры о «вызовах России» чисто московским кликушеством, тем и успокаиваться.
Следствие: если, значит, надеть на голову Павловского темный мешок, то повестка дня сразу же утрачивает всю нервозность. Второе следствие: сами модернизаторы не слишком серьезны в своем главном посыле, котируя его по шкале пиара.
Все уже писали про энергосберегающую «лампочку Медведева», которую раздавали при входе для наглядности (благоразумно изничтожив название фирмы-производителя). Типа начнем хотя бы с этого. Только ленивый не хихикал по этому поводу. С логотипом «Единой России» она предназначалась для освещения съезда. Несомненно, впрочем, что эти глупые энергосберегающие лампочки действительно пригодились бы стране и были бы какой никакой модернизацией, если бы их производили в достаточном количестве и на отечественных мощностях, а не путем переклейки брендов. Мне же она не досталась даже в качестве пиара. Вот это по-настоящему тревожно. Как в старом еврейском анекдоте: и фейка у них не допросишься.
Из других впечатлений Медиафорума.
На секции «Социальные и партийные проекты» сильно порадовался за инвалидов. Им партия в результате социальной модернизации обещала совершенно равный с нами доступ ко всему – и к лечению, и к отдыху, и, видимо, к сноуборду. В другой зале лидер партии Б.Грызлов пугал наркофронтом, открытым США против России в Афганистане. По его словам, наркотрафик в Россию с 2001 года увеличился в 42 раза! Непонятно, как подсчитали, и непонятно: а граница у России есть вообще или это тоже американская ответственность?
Еще Грызлов выступил против экспорта леса-кругляка и, конечно, не смог обойти вниманием скандал с предполагаемым строительством небоскреба Газпрома. Газпром – любимая организация лидера партии В.Путина, поэтому Грызлов предложил компромисс. Небоскреб построить, но на болотах Васильевского острова. Заодно получится концептуально - самый большой маяк современности. Если, конечно, не утонет в почве.
Тем первый день и кончился.
Второй день развеял интригу. Никакой сшибки на Съезде не произошло. Посмотреть, кто есть кто в модернизации, не удалось. Так же я не понял, будет ли она вообще.
Медведев назвал «Единую Россию» партией власти, что явно переставало быть эвфемизмом, потому что власть реально транслировала мысли вниз, а низ безучастно внимал. Первым выступил президент Медведев, вторым – премьер Путин, третьим – спикер Грызлов, четвертым – необязательный немец на немецком языке. Реплики рядовых партийцев не предусматривались, и в принципе первые лица вполне могли провести весь съезд на троих.
Медведев говорил коротко и романтично, повторяя уже порядком надоевшую статью в Газете.ру.
Путин говорил длинно и скучно, повторяя отчет правительства о проделанной работе.
Грызлов повторил то, что вчера говорил на секции.
Если копать вглубь и пытаться все-таки что-то разглядеть во тьме, то может почудиться, что обещанный конфликт как раз и проявился по линии «восторженно и коротко» против «длинно и скучно». Президент позвал свои армии вперед, а премьер эти армии усыпил, председатель высшего совета партии присыпал сверху разными мелкими заботами и делами. А что из этого следует – можно только гадать.
Например, Медведев сказал, что «выборы, которые призваны быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате этого иногда превращаются в некие истории». И голос его при этом странно дрогнул, по сути, пропал, из-за чего сидящие в пресс-кафе отвлеклись от увлекательных бесед друг с другом, изумленно уставились на экран. А Путин ни разу не упомянул слово «консерватизм».
Правда, и о модернизации он говорил так, что получалось, что он и о ней не очень-то упомянул. В его изложении модернизация заключается исключительно в том, чтобы правильно разделить бюджет, чем занимается ныне он, Путин, а совсем не Медведев. Но делать из всего этого далеко идущий вывод, что якобы существуют две борющиеся между собой партии внутри партии власти или что существуют два не согласующихся между собой интерфейса взаимодействия с бюрократией, опять же было бы, наверное, преждевременно.
Вполне возможно, мы просто присутствовали на типичном переутверждении правления ОАО, когда дирекция поддается необходимость соблюсти Устав, но, по сути, давно все решила без акционеров. Акционеров занимают ровно столько времени, сколько требуется ради соблюдения приличий, а потом отпускают с готовым решением. Фуршет. Отъезд. Галочка о проведении мероприятия.