13 января на Гайдаровском форуме—2016, организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, был представлен Национальный доклад об инновациях . Документ был подготовлен коллективом авторов под руководством члена правления Российской венчурной компании, директора проектного офиса Евгения Кузнецова.
Особенно подчеркивается, что национальный доклад не может подменять собой стратегию инновационного развития страны, но как правило, используются оба этих инструмента, и обычно доклады предваряют стратегию. В этом докладе был учтен передовой зарубежный опыт, который в дальнейшем позволит актуализировать стратегию инновационного развития. Он был подготовлен во исполнение поручения правительства РФ по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве и представителями экспертного сообщества, которая состоялась летом 2014 года и была посвящена вопросу развития инноваций.
Авторы подчеркивают, что доклад является самостоятельным документом, в котором предлагается свежий взгляд на состояние инновационной экосистемы. Предполагается, что он может лечь в основу системы мониторинга инновационного развития страны. Кроме того, допускается, что на основе этого доклада вскоре будут приниматься решения по возможным приоритетам инновационного развития.
Выступая на рамках панельной дискуссии Гайдаровского форума старший партнер, управляющий директор Boston Consulting Group Владислав Бутенко пояснил, для чего готовился этот документ: «Главная цель национального доклада об инновациях в России – дать новый импульс экономике страны. Доклад — это приборная панель для корректировки курса. Это не стратегия, а ежегодная мгновенная фотография, мы фотографируем, смотрим, где страна находится с точки зрения инноваций, проходит какое-то время, можно себе представить, что принимаются какие-то меры, после чего, следующий год — следующий отчет. Если траектория позитивная — хорошо, негативная — принимаем меры», — сказал он.
Владислав Бутенко напомнил о четырех рычагах долгосрочного роста благосостояния страны: это рост занятости населения, рост капиталовооруженности, улучшение качества рабочей силы и инновации. Однако в настоящий момент для России единственным рычагом влияния на долгосрочный рост экономического благосостояния являются только инновации. Это обусловлено тем, что количество трудоспособного населения в стране снижается, прогнозируется ухудшение качества рабочей силы, кроме того, мы наблюдаем стремительный отток капитала.
Тем не менее в направлении инновационного развития было сделано очень многое, напоминает Бутенко. «Разработана и реализуется Стратегия инновационного развития, созданы и запущены преобразования по многим направлениям: уважаемая компания РВК, Роснано, Сколково, Банк Развития, ВЭБ-инновации, Фонд развития промышленности и так далее, инновационные кластеры. В общем, много чего было сделано, нельзя сказать, что страна не занималась инновациями, это было бы несправедливо», — говорит он, подчеркивая, что ожидания практически не оправдались. Так, по выпуску инновационной продукции Россия оказалась ниже поставленной цели в 3,5 раза, в стратегии была прописана цель — 25%, сегодня реальный уровень составляет всего 7%.
«В высокотехнологичном экспорте мы отстаем от Китая в 50 раз, от США — в 20 раз, и от собственной цели — в 5 раз», — добавляет Бутенко.
Такую ситуацию он объясняет рядом проблем, характерный для России. В частности, речь о защите интеллектуальной собственности, потому что именно она мотивирует талантливых специалистов заниматься инновациями. Помимо этого, хромают и такие немаловажные показатели, как качество высшего образования и престиж профессии ученого.
Владислав Бутенко также обращает внимание на то, что государство вкладывает много, но при этом получает мало: «Если взять бюджет на НИОКР, то мы увидим, что в процентном отношении к ВВП Россия находится в лидерах, в первой двадцатке. То есть Россия в общем тратит на НИОКР много, но априори непрозрачно и низковозвратно. Частные расходы на НИОКР минимальны, то есть государство тратит много, обычно во всем мире так, это не специфика нашей страны, госраходы менее прозрачные, у них меньше возвратность, частные деньги принадлежат каким-то людям, они смотрят на них более пристально, но у нас частных денег в инновациях очень мало. Рост этих затрат в нашей стране все больше, а изобретений все меньше», — рассуждает он.
Другой участник дискуссии, руководитель Дирекции инвестиционных проектов и программ, управляющий директор ЗАО «Лидер» Сергей Кербер согласился, что со стороны государства многое делается для развития инновационного процесса. Он особенно отметил то, что в докладе развитие инноваций сравнивается с футболом: «Очень важно, чтобы инновации все в стране воспринимали как футбол или хоккей, как национально любимый вид спорта, а не относились к нему как к регби или хоккею на траве. Именно любовь, идеологическая поддержка инноваций — это тот связующий раствор, который нам необходим, и институтам развития, и инвесторам, и корпорациям для того, чтобы этот процесс реально двигался в нужную сторону», — считает Кербер.
Один из авторов доклада Евгений Кузнецов поделился мнением, что Национальный доклад об инновациях — это ключевой инструмент, сшивающий разнообразные политики и разнообразные инструменты и показывающий из взаимосвязь. «Самый главный момент, на который мы обращали внимание при подготовке доклада, — это создание так называемой функциональной модели, то есть ясного понимания, какой элемент нужен в какой стадии цикла, и как он или его отсутствие влияет на следующий», — говорит эксперт. Он объясняет, что инновационная система представляет собой очень сложную систему взаимосвязанных инструментов, и сбой в какой-то ее части может все рассыпать. Поэтому Кузнецов считает особенно важным повышение функциональной связности всех процессов этой системы.
Присутствующий на заседании председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс поделился мнением об этой дискуссии: «С интересом внимательно слежу за обсуждением доклада, и у меня ощущение двух уровней разговора: один уровень — это, собственно, сам доклад и комментарии, которые мне лично кажутся абсолютно здравыми, и я не слышал ничего, с чем был бы категорически не согласен. Все разумное, правильное, полезные вещи, плетется такая ткань инновационной культуры, которая, конечно, важна, и это правильно», — сказал Чубайс.
Второй же уровень разговора, по его мнению, связан с институциональной проблемой: «В какой степени сегодняшняя страна видит для себя инновационную экономику, модернизацию, в какой степени фундаментальные основы российской экономики, такие как защита частной собственности, конкуренция, независимая судебная система способствуют этому. Это второй уровень разговора, которого мне не хватает», — добавил Анатолий Чубайс.