В своей речи на открытии конгресса президент Шаймиев в отсутствие главы федерации успел определить свою позицию по важнейшим вопросам, ответа на которые ожидали от него делегаты. Он упрекнул центр за покушения на суверенитет регионов и федеративный принцип устройства государства в целом, призвал к единству татарского народа, имея в виду этнические группы вроде крымских татар, нагайбаков и кряшен, которые в последнее время выражают стремление к этническому самоопределению, также призвал к осторожности в деле замены кириллицы на латиницу в татарском языке, бегло очертил экономические успехи и культурные перспективы республики и татарского этноса вообще.
Важной темой его выступления стало противодействие национальному и религиозному экстремизму. "Татарстан, его народ должны ассоциироваться с умеренностью и стабильностью, - сказал президент республики. - По моему мнению, в нынешней международной обстановке мы именно этими качествами можем быть примером для других наций".
"Со своей стороны, мы будем содействовать поднятию престижа российского ислама, - продолжил М.Шаймиев. - Мы строим мечеть Кул Шариф и одновременно реставрируем Благовещенский собор. Это наш подход - соблюдать межконфессиональный баланс. Мы таким образом демонстрируем мирный, толерантный характер ислама. ... Поднятие авторитета Казани среди российских мусульман будет содействовать не только укреплению единства татар, но и усилит позитивное влияние нашего народа на общественные процессы в стране".
Утверждение имиджа Татарстана как просвещенной и толерантной республики, является одной из важнейших составных частей борьбы М.Шаймиева против усиливающегося давления со стороны "федеральной вертикали власти". В свете этого становится понятным его сегодняшний комментарий к "делу о хиджабе", данный "Интерфаксу". Руководитель Татарстана заверил корреспондента федерального агентства в том, что беспокоиться не о чем. По его словам, в действиях мусульманок, не согласных с запретом фотографироваться для паспортов без головного убора, не стоит искать никакой политической подоплеки, да и сама по себе проблема носит сугубо частный характер. "Мы живем в демократическом обществе, и даже, если бы на весь Татарстан таких женщин нашлось бы не 7-10 человек, а пусть даже одна-две, не считаться с их чувствами нельзя", - сказал он.
В "деле о хиджабе" как и вопросе о переводе татарского языка на латинскую графику М.Шаймиев подтверждает свою репутацию крайне осторожного и прозорливого политика. Очевидно, что раздувание истории с ущемлением прав мусульманских женщин со стороны федерального МВД является для него крайне невыгодным в нынешней ситуации, когда президент Татарстана буквально как между молотом и наковальней оказался между Всемирным конгрессом татар, где сильно влияние националистических кругов республики, и федеральной властью в лице Владимира Путина. Масла в огонь подлило решение Верховного суда Татарстана, который 26 августа оставил в силе решение суда Вахитовского района Казани, постановившего отказать трем жительницам Нижнекамска в жалобе на запрет фотографироваться для паспорта в платках. После этого адвокаты истиц заявили о намерении опротестовать это решение в Верховном суде РФ, а поддерживающие их организации начали сбор подписей под обращением к президенту Путину и полпреду в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко. Передача этого обращения по назначению ожидается завтра, когда президент прибудет в Казань.
"Я призываю политиков не политизировать эту проблему, а попытаться ее спокойно урегулировать, - говорит Шаймиев "Интерфаксу", стараясь замять назревающий скандал. - Мы же говорим о свободе совести и вероисповедания. В этом деле нет простых решений, но мы должны их находить. И даже, если что-то для нас сегодня непривычно, нельзя с ходу отвергать и обвинять".
"Спокойное урегулирование", в понимании президента Татарстана, означает не только учет религиозных чувств женщин со стороны МВД, но и в широком смысле учет специфики Татарстана как исламской республики со стороны федерального центра. В ответ на это он готов гарантировать Москве лояльность и обуздание активного националистического меньшинства.
Проблематика свободы совести сопрягается в Татарстане не только с проблематикой современного состояния федерализма, но и с модной и скользкой темой религиозного и политического экстремизма.
Националистические веяния самого разного рода, оживившиеся в последнее время по всей стране, для Казани существенно отягчены исламским фактором. Тлеющие фундаменталистские настроения - давнишняя головная боль властей республики. Одним из центров местного исламизма является именно город Нижнекамск, откуда происходят истицы по "делу о хиджабе" Гельфания Ахметшина, Миннеса Мухсинова и Гульнур Нуриева. Несколько лет назад этот город связывали с проникновением ваххабизма в среду мусульман Татарстана, и до сих пор там сильны позиции националистов и исламских фундаменталистов.
До точки в этом деле еще далеко. Президент Татарстана сделал свой ход, теперь слово за Президентом РФ и Верховным судом.