Медиакоммуникационный союз (МКС) и Роскомнадзор разрабатывают законопроект о создании единой системы учета интернет-аудитории и ее обязательном использовании сайтами. Тем, кто откажется передавать данные, могут запретить размещать рекламу.
В пятницу, 15 ноября, медиакомпании, интернет-холдинги, профильные ассоциации и чиновники обсуждали поправки к законам «О рекламе», «Об информации», «О СМИ» и «О персональных данных» на встрече у руководителя Роскомнадзора Александра Жарова, о чем рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания. В МКС говорят, что союзу «поручено формирование рабочей группы по обсуждению законопроекта», и уже поступило несколько отзывов, на основании которых будут внесены изменения в существующее законодательство. В дискуссиях по теме участвуют крупнейшие операторы связи и вещатели, Ассоциация коммуникационных агентств России, «Русбренд», «Яндекс» и Mail.ru Group.
О намерении чиновников создать госсчетчик для интернета стало известно в сентябре. Два эксперта и один чиновник объяснили, что законопроект специально написан «широкими мазками» — это дает больше возможностей при подготовке подзаконных актов и для их исправления вслед за быстро меняющимися технологиями.
Пока в проекте не определен круг сайтов, которые будут обязаны представлять данные уполномоченной организации. В большей части поправок говорится просто об «интернет-ресурсах». Нет и подробностей о том, какие именно данные должны представлять площадки, а методика измерений будет определена только после принятия закона. Известно только, что инициатива должна коснуться, в том числе, владельцев онлайн-кинотеатров и новостных агрегаторов. Они будут обязаны устанавливать утверждаемый Роскомнадзором софт и передавать информацию уполномоченной организации. За отказ передавать данные единому измерителю им может грозить запрет на размещение рекламы. Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова прогнозирует, что в случае принятия регулирования индустрия измерений «уйдет в серую зону», а реклама будет продаваться через иностранные сети.
К уполномоченным организациям будет применяться ряд ограничений, в частности, по доле иностранного владения — не более 20%. Уточняется, что сайты должны отчитываться не только об аудитории в целом, но и об аудитории опубликованной рекламы. Подробнее всего в законопроекте описали условия отбора, полномочия и ограничения для уполномоченной организации: она должна будет считать как интернет-пользователей, так и телезрителей. В исследованиях российской телеаудитории с 2016 года уже применяется подобная схема и единым измерителем является компания Mediascope, но чтобы соблюдать российское законодательство, владельцу компании Kantar Media (входит в британский холдинг WPP) пришлось продать 80% своих акций государственной организации ВЦИОМ. Эксперты предполагают, что Mediascope и станет единым измерителем. «Если такой законопроект будет принят, и появится детальное техническое задание, мы готовы участвовать в тендере», — заявили «Ъ» в компании.
В конце октября стало известно, что Mediascope переизбрали единым телеизмерителем в России еще на три года. Ранее компания представила первые данные о домашнем телепросмотре по всей России. Согласно отчету, около 64% жителей всей страны в возрасте от 4 лет ежедневно включают телевизор. В городах с населением от 100 тысяч человек это делают 61% жителей, в малых городах и сельских населенных пунктах — 67%.