Общественность накануне была взбудоражена свежей новостью — столичных школьников власти научат чтению газет. По крайней мере именно такими заголовками пестрели интернет-СМИ. Рассказала о введении «уроков по чтению газет» заместитель руководителя столичного Департамента СМИ и рекламы Юлия Казакова в рамках Восьмого городского отраслевого форума печати. Планируется, что уже с 2016 года проект охватит все столичные школы.
«С сентября участие в проекте принимают более 130 школ в семи административных округах города. К 2016 году предполагается распространить проект на все школы города. Задача проекта - приучить молодую аудиторию, старшеклассников, читать газеты и журналы и правильно воспринимать информацию», - сказала Юлия Казакова.
И напомнила, что Москва является столицей российского издательского бизнеса, где находятся основные редакции федеральных изданий. В частности, в городе зарегистрировано более 4 тысяч периодических изданий с территорией распространения в Москве и Подмосковье.
Сенсации вообще-то никакой нет — в качестве пилотного проекта «Пресса в образовании» стартовал еще в прошлом году — первоначально в проекте участвовали 55 школ Восточного административного округа, но строго говоря, сразу было понятно, что пилотный проект призван стать общегородским. Судя по заявленному расширению географии проект в столичной мэрии признали успешным.
«В мире, который пронизан массовыми коммуникациями, невозможно и неправильно оставлять подростков одних — не только потому, что в поле их зрения может попасть что-то излишне «взрослое» и запретное, но и потому, что само по себе «плавание» в мире современных СМИ требует навыков критического мышления, умения отличать информацию от мнения, субъективное от объективного», — так формулируется идеология на сайте проекта.
Далее повествуется о международном опыте: «в основе программы «Пресса в образовании» — разработки Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA "Newspapers in Education", успешно применяемые в таких разных школьных культурах, как американская (США, Канада, Аргентина, Мексика), азиатская (Таиланд, Сингапур, Малайзия), европейская (Чехия, Венгрия, Словакия). Пресса в рамках этой методики используется как повод для обучения школьников критически важным в современной жизни навыкам». Выглядит все очень пристойно и очень полезно.
Дальше возникают, правда, вопросы к организации процесса. Ибо пул из «нескольких городских издания» (сетевые журналисты, цитируя РИА Новости, почему-то добавили отсебятину, будто «каких именно — не сообщается») составляют: «Вечерняя Москва», «Столичность», «Москва Наций», «Московский журнал». Не многие, уверен, держали все эти уважаемые издания в руках. Я, признаюсь в своей серости, про «Московский журнал» даже не слышал, кажется.
Марина Леонова, учитель истории и обществознания, со страниц «Вечерней Москвы» оценивает проект: «каждый учитель смог найти для себя нужный материал по своему предмету: интересные сведения, новые факты, которые можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Мне, как учителю истории, было очень интересно работать с материалами газеты. Часто нам не хватает времени, чтобы искать дополнительные материалы, а «Пресса в образовании» предоставляла нам эту возможность. Статьи «Пять неизвестных фактов о Бородинском сражении», «Петровский замок», материалы о Великих географических открытиях, о М. В. Ломоносове и др. стали хорошим историческим источником».
Сомнительно, чтобы материалы о «М.В.Ломоносове» и прочие стали «хорошим историческим источником» (иначе как источником по истории российской прессы и формированию исторического мифа в начале XXI века), но в не в этом суть. Суть в том, что газета в рамках проекта де-факто выполняет просветительскую функцию — готовит внеклассные материалы. Она занимается инфотейнментом или там эдьюкейтментом — занятие очень полезное, но не полностью соответствует изначально заявленной цели.
Допустим, что ученики прочитали материал про, скажем, косыгинские реформы. Интересный, грамотный, доходчивый, взвешенный. Какие критические навыки они приобрели? Поможет ли это знание им оценить, например, столыпинские реформы или великие реформы Александра Второго? Это уж не говоря о том, что эта, без сомнения, полезная информация ничего не даст юным гражданам в процессе отсева «субъективного от объективного».
Или вот интервью с методистами из той же «Вечерки».. Они спец-вкладку для школ читали и оценивали практически профессионально. И что же им приглянулось? «Словарь непонятных слов из русской классики, курс английского с Захаром Артемьевым. Материалы об истории Москвы и жизни знаменитых людей. У преподавателей биологии и экологии был нарасхват номер за 29 октября, где рассказывалось об уроке, который знаменитый биохимик Борис Беренфельд провел в гимназии № 1516. Для классных руководителей большое подспорье — рубрика «Московская афиша». И, конечно, всем очень интересно читать материалы юных корреспондентов. Честно говоря, мне поначалу показалось, что во вкладке слишком много места уделяется техническим наукам. Например, получив номер со статьей Андрея Коца «Истребитель пятого поколения покорит небо», я удивилась: разве это школьная тема? А вот моему коллеге, методисту по физике, этот материал очень понравился!», - рассказала изданию методист Ольга Камагина.
А ее коллега Ирина Гриб добавила: «для меня бесценным оказался специальный выпуск, посвященный Москве. Особенно инфографика «Что находится в Московском Кремле», где говорится о каждой башне. Ученики воскликнули: «Какая удобная схема!»
То есть очевидно, что это приятная и интересная штука — развивает школьников, позволяет им сами попробовать себя как бы в «журналистике», но вряд ли прививает им какие-то навыки ориентации в мире информации. Дается не инструментарий, как можно судить, а дополнительная информация. Еще школьников немножко мотивируют что-то писать и вообще занимаются социализацией. Отчасти показывают, как работает средства массовой информации. В принципе все это полезно. Только вот ожидать от этого, что у нас вырастут новые граждане, способные к критическому анализу информации, было бы крайне наивно.
Зато «Вечерней Москве», наверное, приятно. Как рассказывали методисты в уже цитировавшемся интервью, «сначала нам пришлось потрудиться, чтобы газета доходила до читателей. Учителя даже вкладывали ее в дневники, чтобы родители, проверяя отметки у детей, обнаруживали «Прессу в образовании». Но теперь дополнительной «рекламы» не нужно: к вашей газете и так большой интерес». Даже если только «Вечерке» от этой затеи будет польза — и то хорошо.