будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 15, 2025
Страна
Сакоян Анна

Школа открытых данных: эффект

Школа открытых данных: эффект
1779672_612369008828332_531075707_n
Школа открытых данных

Первоначальная программа Школы открытых данных, стартовавшая в августе 2013 г. и состоявшая из двух параллельных курсов – по открытым данным и журналистике данных, - подходит к концу. Какова будет дальнейшая судьба этого проекта, предсказать пока трудно, однако на основании его результатов, а также оценок его организаторов можно предположить, что с ним может произойти. О некоторых показателях работы мы уже говорили в предыдущем материале. Сейчас речь пойдет о том, каким образом оценивают успехи проекта сами организаторы и в чем они видят его перспективы.

Имеющееся

В качестве главного достижения Школы организаторы единодушно отмечают начало формирования сообщества, интересующегося открытыми данными. По мнению Ирины Радченко, стоявшей у истоков создания проекта, основной успех Школы открытых данных состоит в «привлечении внимания общественности и организации небольшого сообщества людей, заинтересованных в использовании открытых данных и в изучении инструментария по работе с ними». С ней солидарен Иван Бегтин, возглавляющий НП «Инфокультура», которая собственно организовала Школу: «Самое главное – это появление людей заинтересованных в продвижении открытых данных на практике здесь, в России». Это проявляется, в частности, в том, что у проекта появилась постоянная аудитория – как среди посетителей занятий, так и онлайн.

Здесь важно учитывать специфику контекста открытости данных в России. В некоторых странах (прежде всего, в Британии и США), где публикация государственных данных к настоящему моменту уже достигла достаточно высокого уровня хотя бы с технологической точки зрения, этому предшествовало большое общественное движение. В России эта проблематика долгое время была уделом незначительного числа гражданских активистов, а резонанс получила только после того, как разговор о раскрытии данных начался на государственном уровне – особенно в конце зимы 2013 г. В результате первоначально получился дисбаланс: открытые госданные появились (негосударственные собирали и прежде), но зачем это нужно и как этим пользоваться, было непонятно. Таким образом, Школа открытых данных стала не просто образовательной площадкой, но и одним из инструментов для популяризации этой темы.

Кроме того, для самих организаторов это был в значительной мере новый опыт работы в условиях открытого образовательного проекта. «Это была прекрасная возможность попробовать свои силы в проведении видео-лекций и мастер-классов. И конечно же, очень вдохновляют встречи с людьми, заинтересованными в изучении возможностей, которые предоставляют открытые данные», - отмечает Ирина Радченко. Правда, пока встречная активность аудитории – это сугубо вопрос доброй воли. Систему обратной связи, которая бы мотивировала для участников представление результатов своей работы, еще только предстоит создать.

Идеальное

Иными словами, инструмент создан, первоначальная отдача есть, и вопрос в том, в каком направлении он мог бы развиваться. С учетом его образовательной направленности, речь идет, прежде всего, о форматах преподавания. «Несомненно, было бы интересно расширить проведение практических занятий. Многие слушатели обращались с просьбой продемонстрировать на практике все, о чем рассказывалось в теоретической части занятий. И конечно же, подобные мастер-классы были бы большим подспорьем для тех, кто не знает английского языка и испытывает определенные затруднения в изучении инструментария для работы с данными самостоятельно», - считает Ирина Радченко. Речь идет о том, что англоязычных учебных материалов в Сети действительно очень много, и их число растет. При этом, во-первых, они недоступны тем, кто не знает языка, а во-вторых, что немаловажно, эти материалы не учитывают локальную специфику представления данных, поэтому извлеченные из них навыки не всегда применимы на практике.

Эти практические занятия, по мнению Ирины Радченко, «необходимо проводить и в оффлайновом режиме, и в формате вебинаров. В рамках Школы открытых данных мы пока не использовали такой формат, но я, как участник таких вебинаров, знаю, что это очень удобно и плюс ко всему дает хороший доступный обучающий материал в случае, если запись этого вебинара выкладывают на какой-нибудь видеохостинг, например, YouTube».

Иван Бегтин считает, что «лучший формат получается в комбинации публичных лекций и мастер-классов. С одной стороны, это широкий охват аудитории, с другой – точечная работа с небольшой группой мотивированных людей». В сущности, этот формат был выбран с самого начала, так что здесь скорее вопрос в том, каким образом он должен быть адаптирован к задачам Школы. Так, например, из нынешней аудитории школы более 70% участников еще до посещения занятий имели некоторый опыт работы с данными. Если общеобразовательные лекции могут быть интересны всем, то практические занятия, посвященные отработке конкретных навыков должны ориентироваться на конкретные же потребности. При этом имеется меньшинство, которому, вероятно, необходимы самые базовые знания, и есть большинство, которому нужно уже нечто более продвинутое.

В плане сортировки материалов и их комбинирования в соответствии с потребностями бывают удобны онлайн-форматы, где каждый сам может определять для себя, на что следует обратить внимание, и не останавливаться на том, что уже и так известно. Однако онлайн-курс сам по себе требует серьезной разработки. «Это очень полезное и необходимое дело. Но я пока не могу сказать с определенностью о планах создания такого онлайн-курса по работе с открытыми данными», - прокомментировала Ирина Радченко. «Хочется – да, безусловно. Можем ли мы сделать такой курс прямо сейчас – пока не знаем. Рассматриваем такую возможность», - сказал Иван Бегтин.

Реалистичное

По факту возможности дальнейшего развития Школы в большой мере зависят от возможностей финансирования. «Не секрет, что разработка хорошего учебного курса, наполнение его образовательным контентом занимает приличное количество времени. И при этом важно представить учебный материал в доступной форме, ведь Школа открытых данных ориентирована на любой уровень подготовки слушателей. Это большой объем работ, требующих соответствующей оплаты», - говорит Ирина Радченко. Иван Бегтин солидарен: «Всё упирается в финансовые ресурсы. Школа, как и все просветительские проекты, не могут работать только на энтузиазме». Финансирование, в свою очередь, зависит от ряда факторов. Первоначально Школа создавалась как проект «Инфокультуры» при поддержке Открытого правительства. Каковы дальнейшие планы Открытого правительства, пока трудно сказать.

Если говорить шире о возможностях такого проекта, с точки зрения его общественного и образовательного потенциала, то здесь также следует учитывать его специфику и соответствующие ограничения, в рамках которых имеет смысл говорить о его значениях и успехах. «Школа – это просветительский проект, - подчеркнул Иван Бегтин. – От него нельзя ждать чудес». «Формат проведения занятий в Школе не предполагает фундаментального изучения дисциплин, - поясняет Ирина Радченко. – Школа дает начальный импульс к изучению открытых данных. В большей степени это популяризация открытых данных». Также, по ее мнению, и в том, что касается общественного охвата «не стоит думать, что Школа открытых данных способна сама по себе пробудить интерес к открытым данным у всех слоев населения. Но у Школы открытых данных есть большое преимущество, которое заключается в том, что в рамках этого проекта создается некоторое количество обучающего материала, полезного для тех людей, кто хочет получать новые знания по работе с данными в интернете».

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).