будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

Школа вне политики

Школа вне политики
alienDobry177

Ряд российских политических деятелей внезапно озаботились детьми. Глава Росмолодежи Василий Якеменко представил премьеру Путину план по изменению подхода к физическому воспитанию школьников, каковой план вызвал неудовольствие помощника президента Медведева Аркадия Дворковича. А депутат Владимир Мединский предложил срочно придумать единый учебник по истории. Обе инициативы настолько плохо соотносятся с действительностью, что появляется подозрение — содержательная образовательная (по отношению к школе) и молодежная политика в России просто замещается разговорами о ней.

По поводу уроков физкультуры в школе даже вышла целая дискуссия на высоком уровне.Идею Якеменко о "навыках здорового образа жизни" высказал во вторник на встрече с премьером Владимиром Путиным. кеменко пожаловался, что программа преподавания физкультуры не меняется: «Как тридцать лет назад я прыгал через коня, так и сейчас через него прыгают дети». "Фактически мы хотим заменить существующие три урока физической культуры в школах на уроки навыков здорового образа жизни", - сказал Якеменко. Суть программы, по его словам, заключается в том,что "мы увлекаем ребят современными спортивными программами", второе - культура питания, третье - мониторинг собственного здоровья.

На это помощник президента Аркадий Дворкович в своем "Твиттере" написал: "Росмолодежь) предлагает заменить существующие три урока физической культуры в школах на уроки навыков здорового образа жизни: КОШМАР... :(((", - написал Дворкович. По его мнению, "надо серьезно менять формат занятий, но не отказываться от физических нагрузок, но - с индивидуальным подходом".

На это отреагировала Кристина Потупчик, выступающая в публичном пространстве то как пресс-секретарь «Наших, то как пресс-секретарь Росмолодежи. «Внимание г-на Дворковича к урокам физкультуры в школах подчеркивает важность вопросов физического воспитания и здоровья молодых людей. Об этом же гворит тот факт, что уже почти год одним из наиболее приоритетных проектов партии "Единая Россия" является проект "Урок физкультуры XXI века", имеющий сходные с проектом Росмолодежи задачи - модернизировать уроки физкультуры, повысить их эффективность и сформировать у школьников интерес к занятиям спортом. К сожалению помощники г-на Дворковича плохо проинформировали его о сути проекта реализуемого Росмолодежью. Речь идет не об отмене уроков физкультуры, а о замене устаревших и неинтересных школьникам физнагрузок типа прыжка "ножницами" через перекладину на более современные фитнес-тренировки, которые проходили бы в комплексе с обучением навыкам правильного питания и регулярным мониторингом здоровья школьников», - написала она в своем блоге.

Следует оговориться: обо всем «якеменковском новаторстве» говорят уже несколько лет как минимум. Кажется, что-то очень похожее давно обсуждают в Минспорте (у них там еще есть пунктик насчет необходимости четвертого урока в неделю — трех мало), говорил об этом не раз и сенатор Вячеслав Фетисов. То есть идея банально несвежая, не в Росмолодежи придуманная и непонятно как с ведомством соотносящаяся — проходит это чудо более по разряду Минобразования и науки, а не Минспорта.

Однако хороша идея Якеменко или, как кажется Дворковичу, ужасна, обсуждать ее всерьез смысла никакого нет. Содержательный разговор должен вестись о другом. В России несколько десятков тысяч школ, даже после всяческих обещанных премьером Путиным сокращений их все равно останутся десятки тысяч. Преподавательский в них очень разный, от региона к региону, от района к району, от школы к школе. Недокомплектация предметников, слабая подготовка среднего учителя, наличие попросту непрофессионалов в школе — это проблемы. А три или четыре урока физкультуры — это не проблема. И «мониторинг здоровья» - наверно, небесполезная вещь, но мастерами спорта-физкультурниками и профессионалами-дителогами школы не заполнит.

Существующий образовательный стандарт ни про «коня», ни про «ножницы» ничего не говорит, равно как и методические указания на «коня» обычно отсутствуют. Но что делать, если в школе 50-летний физрук, один «конь», канат, брусья, но нет футбольного поля? Прекрасна или ужасна идея Якеменко — она не сработает в существующей школьной системе.

Педагоги-профессионалы проблему хорошо понимают (в отличие от чиновников). В  интервью «Учительской газете» академик Российской академии образования Марьяна Безруких так описывала ситуацию со здоровьесбережением в школе: «Здесь очень важно реально оценивать возможности школы и учитывать то, что лучше качественно, на высоком уровне проводить два урока физкультуры, чем приглашать неквалифицированного специалиста, что вообще опасно для здоровья детей. Можно в начальной школе, к примеру, провести динамический час, вывести малышей на прогулку после третьего урока. Очень важно, чтобы на уроках физкультуры работа велась со всеми тремя группами здоровья - основной, подготовительной и медицинской, с учетом физических возможностей этих ребят и медицинских показаний. К сожалению, есть немало школ, где ребята, которые должны заниматься в подготовительной или спецмедгруппе, просто сидят на скамейке весь урок физкультуры. Четвертый фактор здоровьесберегающей деятельности - формирование здорового образа жизни и ценности здоровья».

Вторая история — про историю. Учебниками по которой опять озаботились депутаты-единороссы. Мы сегодня наблюдаем болезненное обострение интереса к истории, сказал на пленарном заседании Госдумы бывший политтехнолог Владимир Мединский. Он сообщил, как избили одного известного питерского историка, видимо в связи с его профессиональной деятельностью. Продолжается борьба за умы людей и борьба за переписывание истории. Депутат поставил вопрос о создании единого учебника истории для школы. Учебников только по истории России 35, их издают 95 издательств. Эта линейка не просто порождает сумятицу и путаницу в головах, но является серьезным бизнесом для чиновников, они будут возражать против единого учебника. Мединский просит дать протокольное поручение с запросом о целесообразности создания единого учебника истории, также начать работу над разработкой единого учебника истории для стран СНГ. И еще рассказал, что «ведущие российские историки» уже встречались с Борисом Грызловым и о чем-то таком говорили.

Ранее единоросс Ирина Яровая, почему-то ставшая партийным спикером по теме учебников истории жаловалась, что учебников «слишком много»- целых 45 рекомендованных Минобразования. Правда, таких радикальных мер, как Мединский не предлагала. «На площадке ГПК (это такая слабо осмысленная как бы дискуссионная площадка в недрах «Единой России» - «Полит.ру») мы подготовили аналитический обзор по учебникам, которые разрешены Министерством образования. Выяснились любопытные факты, что в учебниках содержатся противоречащие друг другу толкования фактов по Великой Отечественной войне, по другим историческим событиям. Насколько эта ситуация нормальна и полезна для ребенка, для семьи? Мы уже обсуждали на Камчатке учебники литературы. И пришли к мнению, что сегодня преподаватель поставлен в роль этакого факира, виртуоза, который должен изворачиваться и, понимая недостатки учебной литературы, пытается выбирать из всего множества то, что будет наиболее оптимально», - заявила на днях депутат. По ее мнению, что отбраковать должны решить ученые, научное сообщество.

Здесь опять странная подмена понятий. Абсолютно непонятно, что плохого в большом числе хороших школьных учебников по истории (при условии их соответствия базовым министерским программам, иначе просто перевод ребенка из школы в школу превратится в сущий ад). Плохое, как кажется, в большом количестве плохих школьных учебников по истории. К таковым, представляется, относятся и учебники самых известных деятелей профильного института РАН. С преподаванием истории в школе проблемы те же, что с преподаванием физкультуры — прежде всего не плохие программы, не плохие учебники, а слишком разные учителя. В сильной школе, в случае реализации единороссовской идеи «Единого учебника России», учитель просто откажется от преподавания по таковому. В слабой школе ученики вряд ли много вынесут из какого угодно учебника.

К тому же очевидно, что писанный ученым сообществом (надеемся, что автор глубоко политтехнологических, граничащих с прямой фальсификацией книг Владимир Мединский сам писать ничего не собирается) учебник не просто сохранит проблемы старых, но еще и приобретет новые недостатки. Консенсуса по многим проблемам в историческом сообществе нет (мы обсуждали это уже - см. С гневом и пристрастием и Без Сталина не разобраться). Писать учебник будет, стало быть, самая влиятельная и самая — неизбежно — беспринципная «фракция». Условные «историки-государственники». Если еще кто-то из властных заказчиков удосужится учебник отцензурировать, то на выходе получится товар, учить по которому кого-либо будет бесполезно — дешевле выкинуть. Ну как случается со значительной частью программ, в которые государство вкладывает деньги, а потом «пристально» следит за их исполнением. Те же молодежные движения вспомним.

Однако базовая гипотеза в том, что говорить о едином учебнике и интересных уроках физкультуры легко и приятно (равно как легко и приятно оные предложения ругать), а вот делать что-то в реальности — гораздо сложнее. Требует оно не только воздухо-сотрясательных усилий или встреч в высоких кабинетах. Поэтому в таких заведомо неприятных сферах как образование, здравоохранение и, тем паче, идеология на сотню сказанных слов приходится пара осмысленных и те предлоги. Потому и смысл смелых предложений в другом.

В политическом смысле встреча Якеменко с Путиным была важна как фиксация доверия чиновнику со стороны премьера. В адрес Василия Якеменко произносится очень много критических слов (опять-таки — оценочных, а не сдержательной критики, содержательно сложно понять, занимается ли чем-то важным агентство), вплоть до обвинений в избиении журналиста Олега Кашина. Поддержка премьера позволяет Якеменко быть уверенным — его  не тронут. Политический смысл нелоббистских инициатив Владимира Мединского обычно сводится к напоминанию, что в России существует политик Владимир Мединский.

В остальном же — всякая шумиха на тему необходимости того или иного образования более проходит по политтехнологическому разряду. Любой публичный политик в своей жизни попадает в лапы нездорового популизма. Однако странные высказывания и споры по обоим поводам, как представляется, дезавуируют возможность появления в России здравой образовательной (государственной, продуманной, а не в смысле каждодневных телодвижений Минобразования) и молодежной политики. По крайней мере такой, какую не было бы смешно и одновременно стыдно обсуждать публично и говорить о содержательной стороне дела проводимой политики.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).