будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки образование школа
Май 24, 2025
Страна
Кацва Леонид

Школьные учебники и новый Бутурлинский комитет

Школьные учебники и новый Бутурлинский комитет
800-600_vx9CNCY
Занятия в школе. Источник: АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Порядок проведения экспертизы школьных учебников в России меняется. Такое решение приняло Министерство образования и науки. Предложения по новому механизму экспертизы должны разработать в течение 10 дней: до тех пор все пособия, уже прошедшие экспертизы, не могут попасть в школы.

До этого момента по закону учебник должен был проходить три экспертизы – научную, педагогическую и общественную (а для краеведческих и тому подобных пособий дополнительно назначались этнокультурная и региональная экспертизы). При этом работу экспертов оплачивает правообладатель (автор или издатель), он же выбирает, в какую организацию обращаться за экспертой.

Если все экспертизы дадут положительный результат, учебник направляется в научно-методический совет Минобрнауки, где и решают, включать ли его в федеральный перечень. Учебники из этого перечня школы имеют право закупать за счет государства, напоминает газета «Коммерсантъ».

Так выглядела процедура до недавних пор; однако в конце 2017 года в ходе прямой линии президент России Владимир Путин затронул вопрос актуальности школьных учебников. А  позже поручил Минобрнауки подготовить предложения по повышению качества их экспертизы. Об этом министр образования и науки Ольга Васильева напомнила на заседании научно-методического совета по учебникам Минобрнауки 26 января. Тогда и было принято решение обновить процедуру проведения экспертиз.

Побеседовать с «Полит.ру» о ситуации согласился Леонид Кацва, российский историк, автор учебников и пособий по истории России, преподаватель московской Гимназии на Юго-Западе № 1543. По его мнению, решение об изменении процедуры проведения экспертизы учебников связано отнюдь не с заботой об интересах учащихся, а с совсем иными причинами, и нарушает статью Конституции о запрете цензуры.

 
Леонид Кацва

«В свое время такое уже было в истории России – когда был введен специальный комитет для экспертизы уже прошедших цензуру книг. Это было в 1848 году, при Николае I. Этот комитет назывался Бутурлинским комитетом, и само его введение считается высшим пиком, расцветом цензуры в России. Естественно, сделано это было исключительно в охранительных целях. После смерти Николая I комитет был ликвидирован.

Вот сейчас я вижу то же самое. Где могут скрываться причины этого? Это может быть, например, очередной всплеск какой-то идеологической боязни пропустить нечто "нелояльное". Такой всплеск мог быть вызван скандалом вокруг учебника издательства "Дрофа", в котором украинский Майдан был назван "революцией". Видимо, хотели, чтобы его назвали "кровавым переворотом".

За этим также может скрываться и некий передел рынка, то есть чьи-то бизнес-интересы, когда одно издательство борется за то, чтобы весь рынок учебников (а как вы понимаете, это рынок большой, емкий) подгрести под себя. Больше тут ничего придумать нельзя. 

Вообще надо сказать, что все, что делается в области учебного книгоиздания в последние годы, начиная со введения историко-культурного стандарта, ИКС, после чего были отсечены многочисленные и разного качества (и очень слабые, и очень приличные) учебники истории, а все ограничено было только тремя участниками, так называемыми "победителями конкурса" (а они относятся к "так называемым", потому что могу сказать совершенно ответственно: результаты этого конкурса и издательства-"победители" были мне известны за несколько месяцев до того, как конкурс состоялся; мне четко сказали: "Победят вот эти три", и они и победили), на мой взгляд, является ничем иным, как нарушением конституционной статьи о запрете цензуры. И только так это и должно рассматриваться.

 
Урок в классе. Учебник по астрономии / АГН "Москва" / фото: Серей Киселев

Более того: когда вся эта история с ИКС только затевалась, я тогда еще говорил, что участвовать в написании учебников в таких условиях считаю невозможным. Теперь люди, которые написали в высшей степени лояльный текст (а в учебнике "Дрофы" текст в высшей степени лояльный), оказались недостаточно лояльны. Потому что кому-то показалось, что текст должен быть еще более непримиримым. Ну, значит, в таких условиях, которые сейчас существует, не надо связываться с "заказухой".

А если говорить об экспертизе учебников с точки зрения качества образования, то я вообще считаю, что прав был в свое время тогдашний генеральный директор издательства "Просвещение" (он давно уже им не является: https://www.kp.ru/daily/26836/3877057/) Александр Михайлович Кондаков, который сказал, что никакой экспертизы учебников вообще не требуется: у нас есть грамотные учителя, и заниматься выбором учебников должно педагогическое сообщество – школа, учитель, методист.

 
Занятия в экспериментальном медицинском классе / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

Я не был столь радикален, как Александр Михайлович: я полагал, что нужен гриф "допущено". И гриф этот должен означать только одно: в учебники истории нет грубых исторических ошибок, в учебнике нет пропаганды национальной розни и насилия; плюс учебник методически доступен (то есть соответствует определенным возрастным особенностям). Дальше учебники выбирает школа, а количество учебников ограничивать, на мой взгляд, не следовало.

Не следовало ограничивать не только по политико-идеологическим причинам (это уже само собой, поскольку нескрываемо понятно, что ограничение было вызвано прежде всего идеологическими соображениями), но главное – не следовало и по причинам методическим. У нас есть разные школы, разный контингент учащихся, и разным учителям в соответствии с их методическими принципами тоже нужны разные учебники.

Мне было с самого начала понятно и понятно сейчас, что унификация в этом вопросе до добра не доведет, будет только вредна», – сказал Леонид Кацва.

Кацва Леонид
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).