будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки образование школа
Май 20, 2025
Страна
Белоголовцев Никита

Школы, ФГОСы и национальные языки

Школы, ФГОСы и национальные языки
800-600_YhSOFGZ
Городской праздник около мечети. Источник: АГН "Москва"

Российское Министерство образования и науки «по политическим мотивам» блокирует право регионов на изучение языка республики в школе, считают эксперты Высшей школы экономики. Чтобы избежать этого, нужно пересмотреть госстандарты обучения, приводит их пояснения газета «Коммерсантъ».

Проведя исследование реализации языковых прав в российском образовании, сотрудники НИУ ВШЭ установили, что регионы стали отказываться от преподавания государственных языков республик. Эти решения они принимали после массовых проверок прокуратуры на предмет законности их обязательного изучения в школах.

Во избежание дальнейших конфликтов такого рода следует пересмотреть ФГОС, Федеральный государственный образовательный стандарт обучения, убеждены эксперты. В Минобрнауки газете заявили, что новую версию ФГОС будут обсуждать публично и широко и что обсуждение это состоится уже в мае-июне 2018 года.

Побеседовать с «Полит.ру» о проблеме ФГОСов и обучении в школах на национальных языках согласился Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ». По его мнению, идея ФГОСов уже имеет в себе определенные недостатки, и даже выработка новых версий этих стандартов не может избавить от этого.

 
Никита Белоголовцев

«Сейчас все, кто имеет какое-то практическое отношение к образованию, следят за битвами по поводу ФГОСов. И битвы идут довольно ожесточенные. Насколько  знаю из своих источников, было предложение со стороны одного из членов правительства устроить «водяное перемирие» на время ЕГЭ и приемной кампании, и вернуться к обсуждению летом, когда будет более спокойно. Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности, но само предложение видится мне довольно логичным.

А битва из-за ФГОСов идет по поводу того, о чем я люблю говорить: по поводу целеполагания российского образования. Должно ли это образование давать школьнику более или менее структурированный набор знаний? В качестве примеров: должен ли школьник после курса истории выносить какой-то массив дат и фактов? Должен ли школьник на литературе в обязательном порядке прочитать некий объемный список текстов?

Насколько я понимаю, ФГОС – это позиция Министерства образования, которое настаивает на единой образовательной среде и понятном перечне вещей, необходимых для изучения учениками и преподавания учителями. Оппоненты идеи ФГОСов пытаются расширить автономность учителя и артикулировать необходимость подхода скорее такого сорта: школа должна давать навыки и компетенции. Этот подход кажется мне более правильным.

С моей точки зрения любые изменения, любое закрепление и «закрепощение» в ФГОСах конкретных навыков приведет к тому, что они могут, во-первых, устаревать крайне быстро; а во-вторых, дают очень большую инерцию. Российской образовательной машине с ФГОСами будет очень сложно разворачиваться.

На мой взгляд, как я уже говорил, восприятие школьной программы как некоего священного Грааля, которым должен овладеть школьник и без которого он, по мнению и ряда родителей, и руководителей сферы российского образования, будет не готов к жизни, потеряет культурную идентичность и просто окажется малограмотным и недостаточно образованным, будет все больше устаревать.

 
Сдача учебников в школьную библиотеку / АГН "Москва" / фото: Иванко Юлия

Ценных конкретных знаний, полученных в школе, очевидно снижалась и снижается. Очевидно, что ребенку все меньше полезны конкретные знания по реакциям органических кислот или чтение в определенном классе «Войны и мира» и «Идиота» и все больше востребована – в жизни, в работе, в вузе –  возможность читать и понимать написанное, видеть межпредметные связи, заниматься проектной работой. Ну, и остальные так называемые кросспредметные, междисциплинарные связи и все в этом духе.

Мне кажется, что разговор об этом крайне важен, может быть, и не в формате конкретного текста ФГОСа (хотя и это очень важно), а в формате целеполагания для всего российского образования. При этом есть у меня некоторые сомнения, что ситуацию с ФГОСами удастся переломить. Я тут даю совсем приблизительный прогноз, но есть у меня ощущение, что стандарты, на которых настаивает Минобразования, его руководством будет «допродавлены» этим летом. Но это уже без каких-либо инсайдов прогноз, просто личное мнение.

По поводу национальных языков я думаю так: есть два очень простых момента. Первый: в России в последнее время становится все меньше федерализма во всех его проявлениях. Не буду сейчас рассуждать о том, хорошо это или плохо, но это факт. А изучение национального языка – это один из элементов федерализма. И очень понятно, что его становится меньше, если движение идет в сторону унитарного, вертикально управляемого государства.

 
Развод почетного караула в Кремле / АГН "Москва" / фото: Авилов Александр

Я совсем не специалист в правоприменительной практике в этой области, но мне кажется, что история про национальные республики зачастую не совсем актуальна, не соответствует современному этапу развития России. Титульная, закрепленная в названии республики национальность далеко не всегда составляет большинство. Иногда она даже составляет меньшинство. И мне кажется, что эта история в целом больше, чем история про образование – она про государственное устройство и путь развития государства в целом.

Если государство хочет быть по-настоящему федеративным и в этом государстве есть реальные права у регионов, и права различных национальностей в нем важны, то логично в том или ином виде (скорее, конечно, в факультативном) изучение национального языка. При этом у нас так много инерции (или, как сказали бы программные разработчики «ошибок в коде») накопилось, что если рычагом включить или отключить преподавание национальных языков в школе, то в обоих случаях от такого «коврового» решения будет много неудобств и ошибок.

Либо где-то, где национальный язык действительно востребован, он исчезнет (как, например, в Татарстане). Либо в ряде регионов его «включение», с моей точки зрения, будет довольно искусственным направлением, имеющим малое отношение к реальным запросам тех, кто российским образованием пользуется», – сказал Никита Белоголовцев.

Белоголовцев Никита
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).