Всемирный банк, подготовив очередной доклад о состоянии российской экономки, предложил достаточно нетривиальный выход из сложившейся в России ситуации. Дело в том, что гигантский поток нефтедолларов, притекающий в нашу экономику из-за рубежа, частично оседающий в доходах экспортеров и государственного бюджета и ничего по сути дела не стимулирующий (если не считать инфляции и престижного потребления), можно канализировать в нужном направлении и утилизировать с пользой для российских граждан. И если не тех, кто живет сейчас, то наверняка тех, кто будет жить в будущем.
Канализация эта должна будет происходить по норвежскому варианту, то есть путем создания инвестиционного фонда, размещающего свои вложения в иностранные активы с разным уровнем риска и, соответственно, доходности. Однако, несмотря на диверсификацию вложений фонда, основной упор в нем должен будет делаться на вложения в акции, так как динамика их курса противоположна динамике нефтяных цен. То есть, говоря иначе: если нефтяные цены на мировом рынке пойдут вниз, то цены акций должны вырасти, и рост курсовой стоимости будет основным эффектом от предполагаемых вложений.
Получив доход от продажи акций по высокой курсовой стоимости, федеральный бюджет России сможет, по мысли авторов доклада, компенсировать падение налоговых доходов, которыми облагаются сырьевые отрасли. И заодно, как надеются во Всемирном банке, позволит проводить антициклическую политику, то есть замещать бюджетными расходами спрос мирового рынка. А если падения цен не будет, то тогда реинвестирование получаемых доходов позволит настолько повысить размеры и самого инвестиционного фонда, и получаемого дохода, что Россия, в некотором смысле, станет «энергонезависимой» страной.
Хотя в докладе Мирового банка приведены красочные таблицы, наглядно иллюстрирующие выгоды от подобного использования средств, а также делается недвусмысленный прогноз, что если Россия не предпримет решительных шагов по бюджетной защите, вероятное будущее падение нефтяных цен может поставить ее экономику в трудное положение, мы все же позволим себе усомниться в правильности подобных выводов.
Ссылки на опыт других стран, раньше России попавших в то или иное положение и уже успевших к нему приноровиться, – дело не новое. И если раньше все активно анализировали опыт кризисного управления, то теперь, когда положение улучшилось и доходы возросли, спросом стал пользоваться опыт размещения свалившихся на голову гигантских средств. Первыми получили такой опыт страны Аравийского полуострова, потом нефтедобывающие страны Латинской Америки и уже потом Норвегия. Последнюю, видимо, решено взять за образец, потому что опыт арабов и латиноамериканцев оказался не совсем удачным. А вот у Норвегии с использованием нефтяных денег все вроде бы хорошо.
Однако далеко не все, что хорошо для маленькой Норвегии, может подойти гигантской России. Вряд ли Россия, с ее более или менее развитой экономикой, сможет пойти тем же путем, что и Норвегия, имевшая до открытия нефтяных и газовых месторождений только три отрасли народного хозяйства: рыболовство, лесопереработку и туризм. У нас и отраслей побольше, и потребность их в финансировании повыше. Поэтому взять и просто вложить сверхдоходы от сырьевого экспорта в другие экономики мы не сможем – у нас своих забот полон рот, чтобы еще и финансировать иностранное хозяйство.
Собственно говоря, о трудностях развития российской экономики как раз и идет речь в докладе Всемирного банка. По мнению авторов доклада, традиционные секторы – добывающая и обрабатывающая промышленность – закончили развиваться, и большая часть прироста ВВП приходится на строительство и торговлю. Что вряд ли является хорошим признаком, так как уровень промышленного развития у нас и так невысок, а значит, прекращение промышленного роста – дело совсем плохое. Правда, со строительством и торговлей дела у нас обстоят еще хуже, поэтому переключение ресурсов на эти два сектора спасает экономическую ситуацию в целом.
При этом, естественно, основная причина замедления роста – исчерпание имеющихся мощностей, а также высокая степень их морального и физического износа. На это накладывается замедление темпов роста инвестиций, имевшее место в прошлом году, которое, скорее всего, продолжится и в текущем. Конечно, в таких условиях говорить об увеличении промышленного производства не приходится, но при этом немного удивляет логика авторов доклада. Подробно расписывая в его первой части трудности российского экономического развития и справедливо указывая на то, что без ускорения инвестирования эти трудности не разрешить, во второй части они дают рекомендации, сводящиеся к тому, чтобы свободные инвестиционные ресурсы государства (вроде средств Стабилизационного фонда) вложить куда-нибудь подальше от территории России. Например, в облигации и акции иностранных компаний, чтобы ждать, когда вложения принесут достойную прибыль. То, что при этом российская индустрия будет влачить жалкое существование, авторы доклада, кажется, совсем не замечают.
Конечно, подобные рекомендации во многом обусловлены трудностями переживаемого момента. С одной стороны, с текущими доходами все хорошо, но неизвестно, сколько продлится такая благодать. Поэтому у управляющих государственными финансами есть сильный мотив – предохраниться от всех возможных неблагоприятных изменений, которые могут произойти в будущем, и создать большой страховой фонд, чтобы за его счет можно было выдержать любые колебания мировой конъюнктуры.
С другой стороны, в экономике России столько прорех, которые надо поскорее залатывать, что любое расширение внешнего финансирования представляется чуть ли не единственным вариантом спасения от гибели. Поэтому естественно, что со стороны как частных, так и государственных и полугосударственных структур постоянно видны поползновения распечатать Стабилизационный фонд и отправить его на покрытие собственных нужд, от чего изо всех сил отбивается Министерству финансов. Пока Министерство справляется в одиночку, так как гасит внешний долг, после чего средства Стабфонда сильно сокращаются, но вот когда основные выплаты по долгу пройдут, сражаться с получателями государственных денег в одиночку Минфину станет трудновато. Вот тогда ему и понадобятся эксперты из Всемирного банка, которые уже все рассчитали вплоть до 2030 года и наглядно, с помощью таблиц и графиков, показали, как и за счет чего расцветет российский бюджет, если он будет вкладывать свои избыточные ресурсы в иностранные экономики и не станет их вкладывать в российскую.