Бывший сотрудник КГБ, бизнесмен Андрей Луговой выступил на пресс-конференции в «Интерфаксе» с сенсацией, которую он пообещал на прошлой неделе – после того, как британские власти объявили о намерении предъявить ему обвинение в убийстве политэмигранта Александра Литвиненко. Суть сенсации от Лугового сводится к тому, что Борис Березовский и Литвиненко –английские шпионы, и Литвиненко был убит или Березовским, или разведкой Ми-6, или русской мафией.
Луговой, явившийся на пресс-конференцию в темных очках, галстуке морковного цвета и сером костюме в белую полоску, не стал тянуть с сенсацией. Он сообщил, что намерен «пролить свет на эту темную политическую историю, в которой главную роль играют британские спецслужбы и их агенты Березовский и ныне покойный Литвиненко».
Луговой рассказал, что после того, как Литвиненко уехал в Лондон, он с ним практически не общался. Однажды в 2004 году он, находясь в британской столице, встретился в Березовским, который посоветовал ему возобновить контакты с Литвиненко. Луговой отказался, но через некоторое время Литвиненко сам позвонил ему и предложил организовать бизнес по защите британских инвестиций в России. «Спустя несколько встреч я понял, что дело не только в бизнесе», – сказал Луговой.
«Со слов самого Литвиненко, сначала был завербован он, – заявил Луговой. – А после того, как по его совету Березовский передал англичанам какие-то документы из Совета Безопасности, которые у него были, когда он был замсекретаря Совета Безопасности, также стал агентом Ми-6, процесс получения убежища и гражданства для Березовского стало делом техники».
Луговой заявил, что британская разведка пыталась завербовать и его самого. Для начала ему было предложено собрать компромат на одного из высокопоставленных чиновников Кремля. В дальнейшем предполагалось, что Луговой будет передавать британцам сведения о «деятельности ФСБ на английском направлении» и даже компромат на Владимира Путина и его семью.
Луговой рассказал, что Литвиненко объяснял ему, как тот мог бы выставить себя в России в качестве противника российского правительства, чтобы получить статус политического беженца, а в дальнейшем – подданство Великобритании. По словам Лугового, для поддержки связи Литвиненко дал ему книгу Евгения Гришковца «Рубашка» и сказал, что они будут, «как в фильмах, пользоваться шифром по номерам страниц, числу фраз из этой книги».
«Я не отношусь к пылким сторонникам Путина», но «меня учили Родину защищать, а не предавать», - объявил Луговой. И когда на одной из встреч он отказался от сотрудничества, то Литвиненко, по его словам, «просто взбесился».
Говоря об убийстве Литвиненко, Луговой выдвинул три версии. Согласно первой версии, политэмигранта убила британская разведка, поскольку политэмигрант, считая, что ему мало платят, стал выходить из-под контроля. «Если не сама спецслужба, то под ее контролем, либо при ее попустительстве», – добавил он.
По мнению Лугового, неудача с его вербовкой пошатнула значимость Литвиненко в глазах англичан. «Стараясь любой ценой решить задачу разведчиков, Литвиненко часто выходил за рамки отведенной ему роли агента-вербовщика и пробалтывал в беседах со мной много лишнего», – сказал Луговой.
На вопрос британского журналиста о том, есть ли у Лугового доказательства против британской стороны, предприниматель ответил: «Есть». После чего заявил, что британская общественность должна озаботиться тем, чем занимаются некоторые российские граждане, получившие политическое убежище в Лондоне. «Они торгуют британским гражданством, как китайскими тряпками, а вы в это время хлопаете ушами и стучите себя по ляжкам», – сказал Луговой.
Слова Лугового дополнил Дмитрий Ковтун, по утверждению которого Литвиненко приходил в восторг от британского правосудия и от того, что в этой стране «доказать можно все что угодно». «Он мне говорил: представляешь, можно просто поднять руку и сказать судье, что дело было так, и тебе поверят, и для русского человека, который привык к совершенно другому, все очень доступно и благостно», – сказал Ковтун.
«Он (Литвиненко) мне говорил дословно: вы не представляете, какие они (британцы) здесь идиоты и как они верят всему тому, что мы говорим», – добавил, в свою очередь, Луговой.
По второй версии Лугового, Литвиненко могла убить русская мафия в Испании за то, что тот, по его же словам, помог испанской полиции разоблачить Захара Калашова (Шакро-младшего). Третья версия, которая представляется Луговому наиболее правдоподобной, предполагает, что Литвиненко был убит Березовским. По словам Лугового, здесь интрига заключалась в том, что Литвиненко был материально зависим от Березовского, а тот в три раза уменьшил его содержание, после чего Литвиненко встречался в Дмитрием Ковтуном и говорил, что Березовский его не ценит, но у него есть материалы, которые помогут России добиться экстрадиции беглого олигарха. С помощью этих материалов Литвиненко якобы хотел шантажировать Березовского.
«Вообще, когда-нибудь и кем-нибудь будет написана книга о Березовском под названием «Дьяволиада», потому что слишком много людей из его окружения были убиты», – сказал Луговой и напомнил об убийствах гендиректора ОРТ Влада Листьева и депутатов Сергея Юшенкова и Владимира Головлева. Более того, Луговой утверждает, что Березовский готовил провокацию против журналистки Елены Трегубовой. Якобы он звонил Луговому в октябре прошлого года и просил взять ее под охрану, чтобы с ней не случилось того же, что с Анной Политковской.
И наконец Луговой сказал, что если с ним «что-то случится, то это будет выгодно Борису Березовскому».
Также Луговой много говорил о своей непричастности к убийству Литвиненко и называл обвинения в свой адрес политическими. При этом он заявил, что не удовлетворится тем, что Россия не допустит его выдачи и будет «бороться за свое честное имя». Если британские власти откажутся от честного разбирательства в суде, то буду готов обратиться в Международный суд в Гааге», – заявил он, добавив, что просит считать свое выступление перед журналистами «официальным обращением в Генпрокуратуру России».