будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Штрафники-орденоносцы

Штрафники-орденоносцы
corrupt
Иллюстрация: Сергей Елкин

Введены штрафы за взятки — до 500 млн рублей. Кроме того, президент запретил принимать чиновникам негосударственные награды. Новые антикоррупционные инициативы, похоже, ждет провал. Проблема в том, что Медведев предлагает бюрократии реформировать себя саму и отказаться от значительной части доходов.

Президент Дмитрий Медведев подписал изменения в законодательство, вводящие штрафы от 25 тыс руб до 500 млн рублей за взяточничество. Как он сообщил на встрече с генпрокурором Юрием Чайкой, таким образом будет «внесен вклад в борьбу с коррупцией, пределы и масштабы которой остаются угрожающими». «Основная цель изменений в законодательстве - подорвать экономическую основу коррупции, чтобы взятки было невыгодно брать», - ответил президенту Чайка.

Законопроект о кратных штрафах был разработан еще летом 2010 года, но внесен в парламент был только в начале 2011 года, после того, как президент озвучил его в послании Федеральному собранию (подробнее о содержании закона см. Штрафной удар Медведева).

Проводятся и иные меры по борьбе с коррупцией. Так президент еще и запретил муниципальным служащим принимать награды от общественных и религиозных организаций, а также политических партий, если в сферу деятельности служащего входит взаимодействие с этими организациями.

Обе новеллы хороши, поскольку проходят по разряду борьбы со взяточничеством, и обе бесполезны. Вторая хороша тем, что взятки даются не только в денежной форме, но и в форме статуса. В России (и не только) торговля неформальным статусом. Посему многочисленные «ордена Пупкина» процветают и бизнес по их продаже вполне успешен (см. Орденская планка).

Подарить красивый значок чиновнику от организации, в которой почетным членом или председателем Набсовета числится крупный федеральный чиновник (а в этом мошенническом бизнесе у каждой подобной структуры якобы имеется свой федерал), - это тоже своего рода взятка. А в дальнейшем «орден Пупкина» использует еще и сам чиновник в ходе переговоров с потенциальными контрагентами, как знак доказательства собственной значимости. Снижение объема этого рынка стоит только приветствовать. Впрочем, не вполне понятно, почему работающему, скажем, в стройкомплексе чиновнику запрещается принимать награду «за успехи в строительстве» от какого-нибудь «Союза строителей». И почему медаль за «спасение утопающих» ему более показана, даже если он не умеет плавать.

Что до фактической части, то закон, как представляется, будут попросту игнорировать и никакого реального правоприменения у него не будет.

Можно, конечно, попробовать его внедрять жестко административными методами, но таковое применение будет временным и коснется, прежде всего, тех, кто случайно попался под руку, а не цепляющих себе сомнительный иконостас бюрократов.

То же самое и со второй медведевской инициативой.

Кратность штрафа никаким образом не демотивирует чиновника, пришедшего на должность или просто купившего ее, перестать монетизировать собственный статус.

Происходит ровно то, что ив случае с навешиванием бирюлек на грудь, - кресло чиновника уже предполагает его некоторую стоимость, а неформальный аппаратный вес повышает ее или понижает. Интуитивно стоимость понятна почти всем, для остальных существуют разного рода прайс-листы. Если увеличить риски этой системы, в ней просто произойдет увеличение страховой выплаты. То есть коррупционная рента увеличится, а не уменьшится. В силу, прежде всего, посредственной работы правоохранителей в борьбе с коррупцией.

Есть еще и свойство более общего плана, делающее де-факто невозможной победу над коррупцией. Как написала газета «Ведомости», администрация президента вернула прокуратуре проект, которым определяется порядок реагирования на жалобы граждан по фактам коррупции. Администрацию вроде бы не устроило то, каким образом определяется жалоба — под нее не попадает львиная доля обращений граждан. То есть: силовики сформулировали антикоррупционную инициативу так, чтобы работы было поменьше. Не обойдется и без прямой коррупционной правки антикоррупционных инициатив. На выходе наиболее опасные для бюрократии проекты будут превращены в нерабочие или изувечены до полной бессмыслицы, к реальной жизни отношения не имеющей.

По сути у медведевских инициатив имеется одна родовая травма —

бюрократическому аппарату президент предлагает бороться  с самим собой и самому себя реформировать.

Поэтому и реформа МВД и борьба с коррупцией вызывают у интересующихся обывателей преимущественно нехорошие ухмылки, а качественного изменения ситуации не видно и слабо ожидается.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).