Рамзан Кадыров признал, что его слова о стрельбе в силовиков из других регионов были сказаны «на эмоциях», так как «просто обидно было». Это далеко не первое заявление главы Чеченской Республики, направленное в ответ на сигналы федеральной власти, где его репутация, по-видимому, стала ухудшаться.
История началась 19 апреля, когда на матче «Терек» — «Динамо» в Грозном сидели Рамзан Кадыров, делегация во главе с заместителем председателя правительства РФ Александром Хлопониным и практически все правоохранительные силы Чечни, защищавшие политиков. В это же время в городе началась спецоперация сотрудников УВД из соседнего Ставрополя, получивших приказ задержать объявленного в федеральный розыск жителя Чечни Джамбулата Дадаева. В ходе задержания он был убит.
Рамзана Кадырова возмутила его неосведомленность о проведении операции, и 22 апреля в Грозном на расширенном совещании по безопасности населения он заявил: «Если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения — будь то москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться. Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать».
Это не могло остаться без внимания федеральных властей. МВД РФ жестко одернуло Кадырова — он ответил. Следователи в Чечне завел уголовное дело против ставропольских полицейских, по их мнению, превысивших полномочия — однако глава СК Александр Бастрыкин отменил приказ. По словам Кадырова, сейчас наличие нарушений в операции ставропольских полицейских проверяет комиссия. Пока никаких результатов работы комиссии нет.
Кадыров начал обращаться напрямую к Владимиру Путину. Как это не раз бывало в прошлом, он демонстрировал свою преданность лидеру страны, называя себя «личным пехотинцем», заявляя, что готов уйти в отставку или умереть за Путина. Но за этим не последовало знаков его поддержки.
В этой ситуации Кадыров скорректировал риторику: «Я на эмоциях сделал заявление. Просто обидно было, что один случай, второй, третий. Это чисто на эмоциях, — сказал Кадыров 30 апреля в эфире радиостанции "Говорит Москва". — Мой советник мне тоже говорил: "Давайте разберемся, не спеши". Мы живем в правовом государстве — в России — поэтому мы выдаем преступников. Мы уничтожаем террористов. Если человек совершил преступление, то я за него не заступаюсь».
За годы руководства Кадырова в Чеченской Республике осели люди, объявленные в федеральный и даже международный розыск. По сведениям «Новой газеты», там безнаказанно живут и работают Лечи Богатыров, обвиняемый в убийстве Умара Исраилова, Шаа Турлаев, причастный к делам об убийстве Умара Исраилова и Руслана Ямадаева, покушении на убийство Исы Ямадаева и мэра Хасавюрта Умаханова, а также Рамзан Цицулаев, организовавший спецоперацию с журналистами LifeNews на Украине. Даже Джамбулат Дадаев, объявленный в федеральный розыск, восемь месяцев находился в Чеченской Республике, где его и нашли ставропольские полицейские. Известно, что он причинил тяжкий вред здоровью (два выстрела) бизнесмена, имя которого неизвестно. На настоящий момент известен только один случай выдачи жителя республики федеральной власти: 31 мая 2011 года в селе Ачхой-Мартан был задержан и передан федеральным властям киллер Рустам Махмудов, застреливший Анну Политковскую.
По делу об убийстве Бориса Немцова ФСБ, МВД и СКР также не удалось договориться с чеченскими властями о выдаче подозреваемого в причастности к убийству Руслана Геремеева. Когда все подозреваемые оказались выходцами из Чечни, а адвокаты потерпевших просили допросить Рамзана Кадырова, ситуацию удалось сбалансировать путем уступок федеральной власти и чеченского правительства. Кадыров при этом согласился дать показания по делу об убийстве Бориса Немцова.
Рамзан Кадыров уже восемь лет руководит республикой. При нем действуют формирования, формально подконтрольные МВД РФ, а на деле подчиняющиеся ему лично. И нередкие намеки на подковерное противостояние федералов с чеченцами за звание «патриотов России» вряд ли безосновательны.
В 2016 году грядут выборы в Государственную Думу, а в 2018 г. - Президента России. Власти потребуется авторитет Кадырова в Чечне для получения большинства голосов. До этого времени резкие перестановки в республике не нужны. Но своими сигналами Москва, вероятно, показывает, что должны быть установлены более определенные правила поведения для руководителя региона. Даже такого специального как Чеченская республика.