Российский лидер Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в формате телемоста приняли участие в торжественной церемонии начала поставок газа в Китай через газопровод «Сила Сибири». Предполагается, что он уменьшит зависимость от европейского рынка и свяжет РФ с Китаем и создаст дополнительные условия для Дальнего Востока, но часть экспертов говорят о низкой рентабельности проекта и даже угрозе для Татарстана.
Изначально запуск Нового газопровода планировался на 20 декабря, но работы были завершены раньше срока. Старт эксплуатации газопровода был дан в ходе телемоста с участием президента РФ Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера. «Мы начинаем поставки в Китай российского трубопроводного газа. Этот шаг выводит российско-китайское стратегическое взаимодействие в энергетике на качественно новый уровень», — сказал Путин перед запуском газопровода. Си Цзиньпин в свою очередь призвал обеспечить безопасность, надежность и экологичность эксплуатации «Силы Сибири».
«Если вы можете продавать свой товар двум покупателям, в конечном счете это будет гораздо выгоднее, чем продавать одному. Сейчас основное направление нашего газа и нефти – это Европа. Сам факт возможности поставок в Китай ставит нас с Европой несколько в другие экономические отношения. Рентабельность будет в любом случае, даже если цифры окажутся хуже, чем хотелось бы. Это будет поводом для другого стиля наших экономических отношений с Западом», — заявил генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев.
Важен запуск не только для международных отношений. Восточная Сибирь и Дальний Восток самые отстающие регионы по темпам газификации. Наибольшее влияние старт «Силы Сибири» должен оказать на газификацию областей, через которые он проходит - южной части республики Саха (Якутии), Амурской области, части Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Как отметил в ходе церемонии Миллер, в строительстве газопровода было задействовано почти 10 тысяч человек и 4,5 тысяч единиц техники. «И люди и техника справились», — подчеркнул он. 2 декабря, состоялся запуск участка протяженностью около 2 тыс. 200 километров от Чаяндинского месторождения в Якутии до Благовещенска (граница с Китаем). На втором этапе будет запущен участок длиной около 800 километров от Ковыктинского месторождения до Чаяндинского.
«Газпром» и китайская CNPC подписали договор о поставках российского газа в Китай по «Силе Сибири» в мае 2014 года. Договор заключен на 30 лет и предполагает ежегодную поставку 38 млрд кубометров газа. Проектной мощности в 38 млрд кубометров компания планирует достичь к 2025 году, на начальном этапе «Газпром» будет поставлять около 5 миллиардов кубов газа в год. Общая стоимость контракта составляет порядка 400 млрд долларов. Строительство газопровода заняло более пяти лет, его стоимость оценивается в 1,1 трлн рублей.
«Это довольно сложный, и заведомо нерентабельный проект, вокруг которого выстраивается целая промышленная инфраструктура — заводы по очистке газа, по извлечению ценных примесей, региональные энергетические и логистические системы. Это «стержень», который по многим соображениям, и, не в последнюю очередь, политическим и лоббистским было легче всего осуществить в относительно сжатые сроки, — считает профессор ВШЭ Дмитрий Евстафьев. — Сила Сибири при правильном подходе с российской стороны (а признаки такого подхода все больше проявляются) становится не столько просто экспортным газопроводом, сколько центром более широкой системы, основой новой энергетической и химической отрасли для Дальнего Востока. Вопрос в том, что для дальнейшего развития в этом направлении нужна полноценная инвестиционная опора, оживление силуановского инвестиционного кладбища».
Кроме того, проект «Сила Сибири» реализуется вместе с проектом Амурского ГПЗ, который планируют достроить к 2024 году, а это может повлечь косвенный эффект для некоторых российских регионов, например, для Татарстана. «Вопрос в том, что в Китай с Амурского ГПЗ будет поставляться огромное количество фракций: этан, пропан, бутан, которые будут использованы для пиролиза этилена, соответственно, для производства пластиков. Таким образом, возрастет производство пластиков в самом Китае — это раз. Во-вторых, этот пластик будет чрезвычайно дешевым, поскольку все рядом находится. В-третьих, для Китая это станет поводом снизить собственные закупки данной продукции на мировом рынке», — считает аналитик Альберт Бикбов. По его мнению, для Татарстана, где чрезвычайно мощное производство пластмасс, лет через 5—6 это сыграет свою негативную роль.
«Что касается собственно проекта «Сила Сибири», то, по моему убеждению, он даст мощный толчок развитию и других взаимовыгодных энергетических проектов, особенно – газовых», — считает заведующий Аналитическим центром энергетической политики и безопасности Института проблем нефти и газа Российской Академии наук (ИПНГ РАН ) Алексей Мастепанов. — В частности, пора уже перевести в практическую стадию реализацию проекта поставок российского природного газа по западному маршруту (раньше мы его называли «Алтай», теперь – «Сила Сибири – 2»), усилить сотрудничество в освоении нефтегазовых ресурсов шельфа – как в пределах российских акваторий, так и китайских. А в более отдалённой перспективе, это и освоение газогидратных залежей, которыми богаты обе наши страны». Он также подчеркнул экологическое значение газопровода, особенно в свете реализации Парижского соглашения по климату и начала развития нового этапа мировой энергетики – «энергетического перехода», так как природный газ является самым экологически чистым видом ископаемого топлива.