будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 16, 2025
Страна
Митрофанов Сергей

Синдром Гулливера

Синдром Гулливера
mitrofanov_sergej_big

Длинные новогодние праздники страну, конечно, успокоили, но все иррациональное, что копилось в ней прошлый год, от этого никуда не исчезло. Возьмем хотя бы ту анекдотическую проблему, какие и в какой последовательности будут висеть портреты в кабинетах сановников после марта 2008 года, которая, конечно, имеет значение не cтолько для служб, оформляющих интерьер служебных помещений Кремля и Дома правительства, сколько, в самом серьезном ключе, - для дальнейшего бесперебойного функционирования аппаратов.

Напомним, что до сих пор управленческая логика шла в направлении разделения функций исполнительной власти, собственно, на идеологически центры (министерства), агентства (заказчики услуг, распределители финансов) и службы (подрядчики), воспроизводя эту логику буквально во всех сопутствующих системах. Хотя бы даже в той же партийной. Ведь партии у нас явным образом тоже подрядчики, администрация президента для них «агентство», а Путин с ближайшими соратниками – идеологический центр, «министерство». Или же в коммуникациях между Кремлем и Белым домом, между Белым домом и Думой, бурно дебатирующей, но почти всегда визирующей решения правительства, выполняющего указания президента, как бы выполняя для них функцию «службы».

На самом деле, к этому все привыкли. Все считают это устоявшейся политической практикой. Есть и готовность следовать курсу, и повсеместная демонстрация лояльности. Проблема возникает, когда более сильная фигура – Путин, уходя с поста президента, формально оказывается на ролях «агентства», а более слабая – Медведев, становясь новым президентом – на ролях идеологического центра, «министерства». Что из всего это получится в результате, по-прежнему не знает никто.

Положим, что Путин с Медведевым всегда смогут договориться и соблюсти протокол, не меняя истинного характера своих отношений. Положим, что обыватель не будет забивать себе голову тем, кто главней, успокоившись дуумвиратом. Но как в реальности будут построены все другие коммуникации? Не станет ли это сигналом «агентствам» подмять под себя министерства?

Отсутствие понимания, где будет расположен реальный центр власти, по какой цепочке пойдут указания, обязательные для исполнения, а по какой – только рекомендованные (фигурально выражаясь: где расположится окошко выдачи зарплаты, преференций), возможно, является причиной того не всегда осознаваемого беспокойства, которое охватывает бюрократический класс, уже однажды обжегшийся на ложно понятой модернизации.

Действительно, когда Кремль одно время планировал обезопасить завоевания уходящего политического периода перестройкой президентской республики в частично парламентскую (чтобы не давать слишком много рычагов в руки непроверенному новому человеку), многие, например, слишком поторопились вступить в ряды «Справедливой России», ожидая найти в ней карьерные лифты. По какой-то причине Кремль снова переиграл ситуацию, решив не распылять власть (следовательно, и блага) в менее контролируемых массовых организациях, сосредоточившись исключительно на короткой рокировке между Кремлем и Белым домом.

Горький опыт элит сегодня подсказывает ждать, но парадокс заключается в том, что в ожидании тоже аккумулируется своеобразная энергетика. С одной стороны, политический класс, превративший свое ожидание в стратегию, вряд ли компетентен выдавать или отзывать мандаты, следовательно, безопасен для любого трансферта власти, но, с другой стороны, он в состоянии заглушить индивидуальные качества любого «деятеля», а главное, превратить в шизофрению любую политику, хотя бы своей утрированной исполнительностью. Если Дмитрий Медведев спокойно уже может считаться нашим президентом, то в этом случае и сами выборы, и тем более российский праймериз, когда преемник объявляет о том, что работает над предвыборной программой, а элита начинает волноваться по поводу содержательной ее части, становятся опасно излишними. Если их продолжать проводить, в них спонтанно начинаются подгружаться какие-то иные смыслы, вроде тех, о которых мы уже писали – сигнала агентствам давить министерства.

Важно то, что выборы «после выбора», который кулуарно осуществило руководство страны, неизбежно трансформируют «предвыборную программу» преемника в документ прямого действия. Однако в качестве такового она в состоянии чувствительно ударить по путинской эпохе. Вот ведь весьма логично, что «социальный политик» Медведев озаботился дать народу новую пенсионную систему, любой кандидат в президенты поступил бы точно так же. Но озвученная конкретно Медведевым, такая программа подводит конкретную мину под трехлетний бюджетный план, а так же выносит конкретный приговор социальной политике предыдущего периода, что несомненно вызывает беспокойство региональных элит, чутко следящих за тем, в какой стадии находится «переворот» в Кремле.

Несомненно, что избирательный штаб  Медведева уже понял опасность этого синдрома Гулливера в стране лилипутов, когда любое слово бог весть чем потом отзывается. О программе Медведева по большей части пока говорится, что она пишется, о реформе пенсионной системы – что она готовится, причем в обстановке глубочайшей секретности. И лучше бы для всех, чтобы так и оставалось. До тех пор, пока не наступит март и можно будет спокойно приступить к работе в новом качестве. А там уж и с портретами разберутся.

См. также другие тексты автора:

  • Бухгалтерская проводка…
  • Какая дорога ведет в цивилизацию?
  • Родом из сказки
  • Разрушение коммуникаций
  • Раскол
Митрофанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).