В начале недели стало известно, что Арбитражный суд Москвы полностью отказал Эренцену Манжееву, финансовому управляющему Виктора Батурина, во всех его требованиях по иску о признании недействительной сделки по отчуждению 24% акций компании «Интеко», совершенной в 2011 году. В иске утверждалось о якобы незаконности сделки, в ходе которой Виктор Батурин передал 24% акций «Интеко» своей сестре, Елене Батуриной. С нее требовалась компенсация в размере более чем 13 млрд. руб. за эти акции, - которая, по мнению Манжеева, помогла бы закрыть многочисленные долги Виктора Батурина, который находится в процедуре банкротства.
Вокруг данного иска, в том числе и стараниями самого Эренцена Манжеева, был создан ажиотаж в СМИ. Его рассмотрение на протяжении более чем года неоднократно откладывалось и переносилось. Все это время арбитражный управляющий Виктора Батурина удивлял публику всеми доступными ему методами. К примеру, в минувшем году он внезапно обвинил Елену Батурину в клевете, что дало основание калмыцкому суду в конце декабря 2019 года объявить её в розыск. Решение о розыске вскоре было отменено как неправосудное. А сам Манжеев к тому моменту уже проиграл Батуриной несколько аналогичных судов и вынужденно, оказавшись под угрозой личного банкротства, выплатил её 600 тыс. рублей компенсации. Устроив своими действиями настоящую «бурю в стакане воды» и получив максимум внимания СМИ, Эренцен Манжеев в какой-то момент просто отказался от скандального иска к Батуриной. В результате 10 августа Элистинский городской суд обязал его дополнительно заплатить 371 тысячу рублей Елене Батуриной за понесенные расходы, связанные с необоснованными обвинениями в ее адрес.
Теперь настал черед проиграть и по «главному делу», - ради которого затевался весь ранее продемонстрированный публике спектакль. Все требования управляющего Виктора Батурина по иску к Батуриной на 13 млрд. были полностью отклонены. Геннадий Теребков, руководитель пресс-службы Елены Батуриной сообщил: «Мы полностью удовлетворены решением суда. Требования по данному иску, как и требования по всем ранее проигранным искам Виктора Батурина и его представителя, являются необоснованными и незаконными. И сегодняшнее решение суда показывает законность нашей позиции. В основе этой бесчестной и грязной кампании, судебных претензий оппонентов изначально используются незаконные требования неоднократно осужденного за мошенничество, в том числе с финансовыми документами, Виктора Батурина. Данное решение суда в очередной раз это подтвердило».
Описывая действия Эренцена Манжеева в качестве управляющего банкротством Виктора Батурина, невольно приходишь к аналогиям с другим громким судебным разбирательством последних месяцев – а именно, с процессом по делу Михаила Ефремова, только что осужденным на 8 лет за пьяное ДТП в центре Москвы со смертельным исходом. Его защитник, Эльмин Пашаев, тоже любил делать скандальные заявления, эпатировать суд и красоваться перед камерами. Что-то общее – как минимум в образе жизни – есть у их клиентов.
Впрочем, Виктор Батурин, хотя и покровительствовал в свое время петербуржскому доценту-расчленителю Соколову, в убийстве своими руками не замечен. Судимости и реальный тюремный опыт у него у него имеются только лишь за мошенничество. Он «всего лишь» на протяжении почти 20 лет (с перерывом на отсидку) обвиняет и поливает родную сестру, обвиняет и бывшую жену, распускает мерзкие слухи про бывших деловых партнеров, а параллельно с этим (что доказано приговорами судов) мошенничает в особо крупном размере. Он тоже может претендовать на звёздный статус, только не как талантливый актер Ефремов, а как персонаж скандальных хроник.
С представителями и защитниками, как теперь кажется, им обоим не очень повезло. Эльмин Пашаев в ближайший как минимум год не будет защищать ни Михаила Ефремова, ни кого-либо другого: он за свое поведение лишен адвокатского статуса. А для привлеченных лжесвидетелей всё и вовсе может закончиться уголовным делом.
Что же до Эренцена Манжеева, то к сожалению или счастью, но требования к арбитражным управляющим не столь строги, как к дорогим адвокатам. И это позволяет им заваливать судебные инстанции бесперспективными требованиями и исками, игнорировать претензии и жалобы кредиторов.
К примеру, Управление ФНС по республике Калмыкия еще в минувшем январе требовало отстранения Эренцена Манжеева от должности финансового управляющего имуществом Батурина, обвиняя его «в непроведении торгов по продаже имущества должника, нарушении порядка реализации имущества гражданина, не представлении отчетов и достоверной информации кредиторам, неуплате текущих платежей и даже в «неправомерных действиях по выдаче денежных средств должнику», и требуя возвратить в конкурсную массу денежные средства в размере 23,5 миллиона рублей. Впрочем, требования ФНС остались без ответа, деньги в конкурсную массу не вернулись. А сам Манжеев тем временем утверждал, что нападки на Батурину инициированы в интересах всех без исключения кредиторов ее брата, в том числе и государственных.
Секрет непотопляемости арбитражного управляющего может крыться и в том, что за ним стоят крупные, очень богатые и, так получается, что в сравнении с ФНС России более влиятельные структуры. В декабре 2018 стало известно что основные долги Виктора Батурина были выкуплены структурами инвестиционной компании А1, принадлежащей проживающему в Лондоне Михаилу Фридману. В дальнейшем представитель Батуриной назвал их действия рейдерством, - за что, кстати, вместе с журналом «Форбс» уже получил иск о клевете от структур Фридмана. И хотя на руках у Елены Батуриной уже десятки вынесенных в ее пользу и вступивших в законную силу судебных решений, а у ее оппонентов пока – либо проигранные (как в случае с иском на 13 млрд), либо добровольно отозванные (как с делом о клевете) иски, - в соревновании «кто громче крикнет» она скорее проигрывает.