Одним из факторов высоких инфляционных ожиданий является неопределенная бюджетная политика государства, которая приводит к высоким процентным ставкам, заявила сегодня председатель Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). По ее словам, в краткосрочной перспективе Центробанк будет работать над адаптацией бюджетной политики к «новым вызовам», но чтобы избежать «долговой ловушки» следует отказаться от стимулирования экономического роста через увеличение госдолга и устранить дисбаланс между бюджетными доходами и расходами. Пока правительство ищет пути выхода из кризиса, реальные доходы населения продолжают сокращаться. Покупатели в магазинах вынуждены все чаще обращать внимание на «желтые ценники», а производителям приходится перестраиваться под новую потребительскую культуру.
Центробанк определился с ключевой тактической задачей в рамках монетарной политики — к концу следующего года достичь инфляции на уровне 4%, утверждает Набиуллина. По прогнозам заместителя министра экономического развития Алексея Ведева, к концу 2016 года инфляция составит 6,3-6,5%, а до 4%-го уровня она сможет опуститься не раньше 2019 года. По итогам 2015 года инфляция в России достигла 12,9%.
«Когда мы видим дефицит бюджета, финансирование через резервные фонды, избыток ликвидности, ЦБ должен либо абсорбировать эту ликвидность, либо держать высокие процентные ставки. Чем выше дефицит, тем жестче денежно-кредитная политика», — цитирует главу ЦБ «Интерфакс».
В целом, отмечает Набиуллина, экономика адаптировалась к «внешним вызовам» быстрее, чем ожидалось, осталось к этим вызовам и новым ценам на нефть адаптировать бюджетную политику, «чтобы в среднесрочном плане она была предсказуемой и не вызывала вопросов у участников рынка». В то же время, по уровню инфляции Россия все еще находится в конце списка стран мира, поэтому проигрывает конкуренцию за инвесторов, которые не хотят вкладывать средства в экономику с высоким уровнем инфляции, добавила глава ЦБ.
Министр финансов Антон Силуанов, участвовавший в дискуссии, согласился, что адаптация бюджета к новым реалиям — главная задача на ближайшие время, пишут «Ведомости». Стратегической задачей ведомства он видит повышение темпов роста экономики до уровня, превосходящего среднемировой. Устранять дисбаланс между расходами и доходами Силуанов предлагает за счет сокращения расходов и перехода к адресной господдержке.
Главы Минфина и Центробанка оба согласны, что стратегия наращивания госдолга, продвигаемая некоторыми экономистами, — это ловушка для российской экономики. По подсчетам Силуанова нынешний госдолг (-14%) можно нарастить до 100% за три года, но это обернется ростом расходов на его обслуживание. «Мне кажется, у нас проблема в другой области — нам нужны частные инвестиции, рост через частные инвестиции. А госдолг — это будущие налоги, его нужно оплачивать», — поддержала министра председатель ЦБ.
Последнее исследование Банка России зафиксировало снижение инфляционных ожиданий граждан в мае, хотя они и остаются хуже, чем год назад. Медианное значение ожидаемой инфляции на следующие 12 месяцев достигло минимального значения с конца 2014 года. При этом выросла доля респондентов, которые ожидают скорого замедления или прекращения роста цен.
Участники исследования на этот раз меньше говорили о росте цен на лекарства, ЖКХ и розничные продукты, но были недовольны ценами на обувь, одежду и услуги общепита. Половина опрошенных считает текущую ситуацию неподходящей для крупных приобретений и более половины предпочитает сберегать свободные деньги. При этом доля потребителей, которые продолжат экономить и после улучшения экономической ситуации, выросла в 2016 году, показывает другое исследование, проведенное PwC. С 5 до 35% выросло число россиян, которые не желают совершать импульсивных покупок, с 35 до 45% выросло число тех, кто следит за акциями и скидками в магазинах, с 15 до 20% выросло число граждан, предпочитающих более дешевые магазины.
Реальные доходы населения сокращаются 18 месяцев подряд, показывает исследование PwC. За первые четыре месяца 2016 года доходы снизились на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сократить расходы были вынуждены 84% респондентов. Более половины респондентов начали покупать более дешевые продукты питания, одежду, косметику и предметы личной гигиены.
Минэкономразвития прогнозирует, что в 2017 году рост доходов возобновится, но не превысит 1% в год до 2020 года. По словам старшего менеджера PwC Антона Задорожного, текущий кризис бьет рекорды кризиса 2008 года, когда уже спустя год потребительский уровень был восстановлен.
Удрученные необходимостью туго затягивать пояса потребители мрачно оценивают перспективы выхода из кризиса, делают вывод авторы исследования. Потребители уверены, что кризис завершится не ранее 2019 года. В общем, с ними согласны и участники состоявшейся на экономическом форуме дискуссии. Голосование показало, что большинство из них не верит в успешное достижение заявленной цели по снижению инфляции до 4% к 2017 году.
Между тем производители начинают перестраиваться под новую потребительскую культуру «желтых ценников». Учитывая, что потребление долго не восстановится, приходится оптимизировать производство и ассортимент. «Не обязательно делать упор на более дешевую продукцию. Сейчас потребителю, как никогда, нужно видеть хорошее соотношение цены и качества», — сказала «Ведомостям» член правления группы «Черкизово» Марина Каган.