будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Калих Андрей

Сколько стоит солдат?

В самом начале - несколько слов по поводу постановки вопроса, вынесенного в заглавие. Очевидно, что четкий и всеохватывающий ответ получить на него, в силу ряда причин, не представляется возможным - это признают решительно все независимые военные эксперты. В этой связи должен отметить, что, во-первых, в данной статье не будут затронуты конкретные цифры, касающиеся солдатского обеспечения, довольствия, питания и т.д., к тому же далеко не только по ним оцениваются затраты.

А во-вторых, сам вопрос можно сформулировать более эффективно в дискуссионном плане: скорее не «сколько стоит солдат», а «во что он обходится государству» (и обществу тоже). Данная, может, и не столь четкая, формулировка предоставляет, тем не менее, значительно больше пространства для дискуссий и рассуждений. Что вполне согласуется и с целью материала - постараться лишь определить критерии, обозначить границы проблемы.

Вопрос «во что обходится один солдат государству и обществу», в той или иной его формулировке, остается одним из наиболее острых и, как оказалось, труднодоступных для организаций, работающих в сфере защиты прав военнослужащих российской армии. Почему так важно искать на него ответ? С одной стороны, потому что, владея конкретными данными, можно эффективнее защищать права солдат. С другой - экономической - стороны изучение этого предмета важно для того, чтобы хоть приблизительно оценить соотношение запланированного в бюджете и «недотраченного». Но самое главное: определение объема затрат на одного солдата - первый и важнейший шаг к тому, чтобы общество само, без подсказок Генштаба, смогло разобраться, какая армия более выгодна стране - призывная или контрактная. К сожалению, задача определения этого объема и является наиболее трудновыполнимой.

Прежде всего, как уже было замечено, «стоимость» солдата - это не только его денежное и вещевое довольствие, не только его койко-место в казарме и обеспечение казармы мебелью, предметами первой необходимости, медицинское и социальное обеспечение, транспортные расходы, бани и т.д.

Очевидно, что для объективного ответа на этот вопрос не избежать изучения и других, например:

Как, по каким нормам и принципам, производятся закупки продовольствия для частей? Как проводятся тендеры на закупки продовольствия? Как закупаются медикаменты?

Оценивал ли кто-нибудь экономический урон стране от так называемых «небоевых потерь», связанных с преступлениями, происшествиями и несчастными случаями?

Сколько тратится на лечение больных и раненых, на погребение погибших? На военные пенсии и страховые выплаты?

И т.д.

Исследователь, поставивший себе целью узнать о расходах на одного солдата, наталкивается на массу препон, главная из которых - засекреченность (и просто сокрытие) сведений, касающихся условий прохождения военной службы по призыву. Нормы продовольственного и вещевого обеспечения солдат установлены постановлениями Правительства и приказами силовых ведомств, но получают ли эту норму солдаты в воинских частях, узнать нельзя. Бытовые условия установлены Уставом внутренней службы ВС РФ, но постоянное, подтверждаемое солдатами, нарушение этих условий и лишение их самых необходимых предметов личного пользования носит систематический характер. Медсанчасти в воинских частях есть, но попасть в них солдату сложно, потому что командиры отпускают больных туда только в самом крайнем случае. Боевая подготовка военнослужащих предусмотрена отдельной целевой статьей расходов федерального бюджета, но солдаты проходят её в минимальном объеме.

Первый шаг на этом исследовательском пути - изучение российского федерального бюджета (ФБ), а именно, его разделов «Национальная оборона» и «Национальная безопасность». Однако узнать что-либо конкретное, анализируя бюджет, с каждым годом становится все труднее. Закрыта не только та часть бюджета, что относится к ядерно-оружейному комплексу, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, расходам на мобилизационную подготовку экономики, но и часть, относящаяся к распределению ассигнований на содержание и оснащение Вооруженных сил.

Недоступными уже давно являются сведения о численности армии. В 90-е годы прошлого века указами Президента устанавливалась предельная численность военнослужащих силовых ведомств, а в секретных приложениях к федеральным бюджетам на очередной год указывалась реальная численность войск в текущем году. С 2006 года такого приложения в законах о ФБ нет.

В феврале 2006 г. Указом Президента РФ был обновлен «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне». Его статьи 9 и 26 относят к гостайне сведения о численности войск и о состоянии их готовности. Другие статьи Перечня засекречивают данные об общих расходах на обеспечение войск.

Стоит при этом заметить, что расходы на военные нужды заложены не только в разделах «Национальная оборона» и «Национальная безопасность». Статьи, направленные на финансирование Министерства обороны, есть в следующих разделах федерального бюджета: «Общегосударственные расходы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика», «Межбюджетные трансферты».

Узнать точные суммы запланированных расходов на военные нужды по каждому из этих разделов невозможно из-за наличия тех же секретных приложений. Даже в таких «мирных» разделах ФБ, как образование, ЖКХ или здравоохранение, есть засекреченные статьи.

То, что открыто - весьма неконкретно. Мы можем судить только об общих расходах государства на оборону и безопасность.

Если подсчитать расходы по линии Минобороны, заложенные в разделе ФБ на 2007 год «Национальная оборона» и в вышеперечисленных разделах, то получится не менее 542,3 млрд. руб. Вся же сумма военных расходов, запланированная на 2007 год, превышает 822 млрд. руб.

Все открытые расходы, обеспечивающие по бюджету-2007 функционирование силовых структур России (разделы «Национальная оборона» и «Национальная безопасность» плюс расходы по другим разделам бюджета), составляют 1,162 триллиона рублей, что составляет 3,72 % от ВВП. Однако, если к этой сумме прибавить закрытые расходы по этим разделам, то военные расходы плюс другие траты на безопасность составят в 2007 году 1,745 триллиона, что составляет по разным оценкам от 4,3 до 5,6 % от ВВП.

С увеличением оборонных расходов растет их засекреченность. Анализ данных в законе «О федеральном бюджете на 2007 год» показывает, что засекречено примерно 46 процентов раздела «Национальная оборона».

Курьезом при этой чрезмерной закрытости выглядит тот факт, что, в соответствии с международными договорами, Российская Федерация ежегодно представляет данные о своих военных расходах в ООН и НАТО. Эти данные не найдешь в официальных российских источниках. Зато на веб-сайтах международных организаций они находятся в открытом доступе.

В Брюссель Москва пересылает эти сведения по линии Совета Россия-НАТО, созданного в 2002 году. Отчеты Северо-Атлантического альянса о военных расходах стран, входящих в него, плюс России, носят достаточно обширный, но не детализированный характер: расходы на оборону в целом, процент к ВВП, военные расходы на душу населения и т.д.

Чего не скажешь об отчетах в ООН. Здесь все гораздо подробнее. В декабре 1980 г. Организация Объединенных Наций утвердила резолюцию N 35/142 B «Сокращение военных бюджетов», один из пунктов которой обязывает страны-члены ООН предоставлять отчеты о своих военных расходах. Отчеты составляются по таблицам в специально разработанном для этих целей «Документе для стандартизированной международной отчетности о военных расходах». Таблицы эти довольно подробны; государства указывают свои расходы по самым разным параметрам: стратегические силы, сухопутные войска, солдаты по призыву, другой военный персонал, тяжелые вооружения, легкие вооружения, военное строительство и т.д. Сведения по России на веб-сайте, посвященном программе ООН по разоружению, также не составляет труда найти. За 2006 год информации еще нет, зато 2005-й - во всех подробностях.

Вопрос о разумном балансе между прозрачностью военного бюджета и защитой действительно важной секретной информации в развитых странах решен уже давно. Например, в США, по оценке экспертов, закрыты от 7 до 10 процентов бюджета Пентагона. В военном бюджете Нидерландов секретными являются лишь 0,02 процента статей.

Есть разные объяснения чрезвычайной и неоправданной закрытости российских расходов на безопасность. Это и сведение до нуля настоящей политической дискуссии в парламенте и в стране в целом, и как следствие - снижение мотивации у военно-политического руководства к широкому обсуждению стратегических вопросов, имеющих общегражданское значение и касающихся каждого.

Это и банальная заинтересованность лиц, допущенных к секретным материалам, в сохранении и повышении секретности, сулящей существенные денежные надбавки и льготы.

Но думается, что все это - только верхушка айсберга. Вероятно, есть и более серьезные интересы.

В этой связи возможна постановка новых вопросов в уточнение заглавного:

Почему продолжается саботирование решения президента Ельцина, правительств при обоих российских президентах, о постепенном переходе армии на контрактную основу комплектования? Какова была истинная причина яростного сопротивления со стороны Министерства обороны либерализации хоть каких-то элементов военной службы, например, появлению и развитию в России альтернативной гражданской службы, сокращению срока службы по призыву?…

В военном призыве - залог единства армии и народа. Примерно так формулируют один из своих главных аргументов противники контрактной системы. Военный призыв в России несет, однако, и еще одну важную для народа суть, а именно: бесчисленные денежные потоки, уходящие в никуда, объем которых не поддается учету и осмыслению. В глухой непрозрачности военных расходов при отсутствии реально действующих механизмов гражданского и парламентского контроля - причина сохранения «системы», одного из самых закрытых институтов государства.

Поэтому для определения стоимости солдата также неплохо было бы оценить и другие параметры:

Каков объем коррупционного рынка в призывной армии?

Каков объем выгоды в денежном выражении от массовой практики незаконной эксплуатации солдат, от сдачи их «в аренду» фирмам и стройкам?

Сегодняшний коррупционный оборот в ходе призыва на военную службу оценивается экспертами третьим по величине после объема взяток в ВУЗах и в здравоохранении. Объем в 2005 г. - 353,6 млн. долларов США. Рост по сравнению с 2001 г. - в 27 раз. Нет сомнений в том, что высокая степень коррумпированности высшего образования и здравоохранения также напрямую связана с сохраняющимся призывом.

Хорошо было бы также прикинуть: насколько объем коррупции увеличится с 2008 года, когда будет отменено большинство социальных отсрочек?

Обществу постоянно твердят о том, что переход армии на контрактную систему комплектования слишком дорог для российского бюджета. А подсчитывал ли кто-нибудь, во сколько обходится государству работа военкоматов и сборных пунктов по организации призыва, милиции - по отлову сопротивляющихся? Урон от утерянной и поломанной техники и вооружений в руках неквалифицированных солдат по призыву, приходящих и уходящих?

Эти и другие вопросы, на которых нет четкого ответа, приводят независимого исследователя к печальному выводу. Разобраться в том, какие затраты (а лучше говорить - какие экономические потери) несет стране и обществу бесправный солдат-срочник, не представляется возможным (моральные потери российского общества - отдельная тема для исследования). Ясно только, что обходится он ей «в копеечку». Не говоря уж о его нулевой эффективности для обороноспособности страны.

Обсудить статью

См. также:

  • Цыганок. Будет ли в российской армии профессиональный сержант?
Калих Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).