Недовольство проектом объяснимо. Старая академическая среда, скажем, традиционно критикует любую инициативу, от которой ей не светит очевидных профитов. Отдельные бизнесмены не получили заказа, например, на строительство и тоже проект критикуют. Кого-то отстранили от реализации проекта — и так далее, у всех найдутся свои претензии.
Критика сколоковского иннограда в «Деньгах» получилась крайне жесткой. Проект, по логике журнала, превратился или в ближайшее время превратится в чисто девелоперский, финансирование грантов будет снижено, университет «Сколково» - неудачный проект, независимая экспертиза не проводится, венчурные инвестиции не идут.
Катастрофический настрой — это, конечно, увлекательно, но публикация «Денег» представляется просто необъективной. Перед нами буквально каталог претензий всех групп интересов, какие только водятся вокруг сколковского проекта. Отчасти, быть может, и справедливых, но собранные в одном тексте они оставляют впечатление разве что не «заказухи».
Хотя бы потому, что проект, мягко говоря, далек от завершения. Сложно подводить итоги того, что еще и не совсем случилось. Строительные работы в Сколково должны по плану полным ходом пойти с осени 2012 и развернуться на полную в 2013-2014 годах. А окончание и вовсе планировалось на 2020 год.
Сложно сказать и насколько «мощным» получится Сколковский институт науки и технологий, но очевидных оснований говорить, что эта идея уже провалилась — явное преувеличение. Институт даже набирает студентов — на днях объявил набор на 2013 год по биомедицинским технологиям. То есть: говорить об однозначном провале, основываясь на намерении «Газпрома» развивать собственный инновационнный проект на базе ВНИИГАЗ — по крайней мере спорное допущение.
Реализуется бизнес-план на текущий год: в общем, идет рабочий процесс. Какая-то жизнь и вполне конкретная деятельность в проекте «Сколково» определенно есть
Тому доказательством более полутысячи резидентов иннограда, число которых постепенно растет.
Затем надо понимать, что за идеология у проекта «Сколково». Прежде всего проект задуман в силу явной неспособности российской фундаментальной науки перестроиться на некие современнные рельсы. Наука так и осталась советской, решающей относительно узкие задачи той, милитаризованной экономики. Одним из наиболее продвинутых направлений в российской науке была и остается ядерная физика, при почти полном отсутствии исследований по биоинженерии и прочим актуальным в остальном мире направлениям. К тому же российская фундаментальная наука почти не занимается «обслуживанием» нужд «народного хозяйства».
В общем виде проверкой того, можно ли трансформировать российскую науку в науку 21-го века без каких-то резких шагов по упразднению старых институций (той же РАН, например), в «Сколково» и должны заняться. В этом смысле инноград — вещь сугубо экспериментальная и даже, как говорили инициаторы проекта. - пилотная. И в случае успеха «Сколково» может стать образцом для иных современных научных центров.
И вроде бы технологически это задача вполне решаемая. Приглашены и приглашаются специалисты по реализации подобных проектов от градостроителей и архитекторов мировой величины до специалистов по венчурным инвестициям и ученых. Разработан план современного города, обещаны льготные условия для бизнеса и всякие бытовые удобства, вплоть до собственной полиции.
Может ли проект провалиться, если все так замечательно? Конечно, может. Проекты такого уровня, и с таким финансированием, и такими амбициями,- неизбежно становятся объектом для атак. Поскольку в историях типа сколковской сходится сразу много разных групп интересов — аппратчиков, бизнесменов, ученых, тех же архитекторов. И возникает известное желание доказать начальству, что те, кто проектом занимается, «делают все не так». Опасность в том, что начальство, бывает, верит и начинает разочаровываться, либо в операторах мега-проекта, либо даже в самом проекте.
Однако же однозначно утверждать, что все провалено, на сегодня применительно к иннограду «Сколково» сложно. Можно, конечно, иронизировать на тему российской Кремниевой долины, как это делают телеюмористы, но вот сказать «ничего не сделано», - точно нельзя. В этом плане публикация в «Деньгах» получилась очень странная. Ну взять хотя бы то обстоятельство, что основной месседж текста проговаривает известный политтехнолог Станислав Белковский. Странный специалист по инновациям и градостроительству.