Следственный комитет при прокуратуре (СКП) проверяет подлинность документов и показаний о гражданстве и месте проживания восьмерых человек, арестованных в конце прошлой недели на 10 суток по делу о похищении российских граждан – экипажа сухогруза Arctic Sea.
Согласно материалам уголовного дела, среди арестованных два гражданина России, один Эстонии, один – Латвии, три человека без гражданства, кроме того, гражданство одного из подозреваемых не было установлено. Все они уверяют, что судно не захватывали, а просто попали в шторм и были вынуждены эвакуироваться на первый попавшийся корабль.
Однако следствие располагает данными, что шестеро из восьми арестованных с 2001 по 2005 годы сидели в тюрьме за различные преступления против личности и собственности, совершенные в Эстонии. Все восемь человек в возрасте от 30 до 45 лет, ростом более 180 см, имеют хорошую физическую подготовку, отмечает СКП.
«В ходе следствия установлено, что восемь подозреваемых совершили захват гражданского судна в открытых водах, не входящих в территорию каких-либо государств. При этом подозреваемые действовали организованно с четким распределением ролей под видом спецподразделения», – сказано в сообщении ведомства. Ранее сообщалось, что предполагаемый захват судна произошел в территориальных водах Швеции.
Напомним, Arctic Sea под флагом Мальты с экипажем из 15 граждан России и грузом леса на борту вышел 22 июля из финского порта Пиетарсаари, чтобы 4 августа прибыть в алжирский порт Беджайя. Однако этого не произошло.
Согласно официальной версии, 24 июля у побережья Швеции в Балтийском море на борт Arctic Sea с надувной лодки поднялись неизвестные, выдавшие себя за сотрудников местной полиции. Четыре дня спустя, у побережья Португалии в Атлантическом океане, связь с судном прекратилась. Захватчики не покидали сухогруз и контролировали его до момента обнаружения у побережья Африки российским сторожевиком «Ладный» 17 июля. Про обнаружение сухогруза и задержание захватчиков президенту Дмитрию Медведеву докладывал министр обороны Анатолий Сердюков.
Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что в ходе поисков сухогруза в СМИ намеренно передавалась ложная информация, чтобы скрыть истинные данные о действиях российских военных. По словам Рогозина, таким образом Россия продемонстрировала свою «способность обеспечить защиту как интересов страны в целом, так и российских граждан в любой точке мира».
В истории с таинственно пропавшим и также таинственно нашедшимся сухогрузом много белых пятен. Наблюдатели ставят под сомнение официальную версию первого за десятки лет случая пиратства в европейских водах и указывают на незначительную по меркам морских перевозок стоимость груза ($1,5 млн) и малую ценность судна. Звучат предположения, что Arctic Sea перевозил не только лес, однако что конкретных альтернативных версий нет. Так, западные СМИ писали, что в этой истории, «скорее всего, замешаны государства и государственные интересы».
Эстонский депутат и вице-адмирал Тармо Кыутс вообще выразил сомнение, что захват сухогруза имел место. По мнению Кыутса, история с Arctic Sea – это повод «побряцать пропагандистским оружием» на фоне возникших в России внутренних проблем вкупе с приближающейся годовщиной заключения пакта Молотова-Риббентропа.
Главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко полагает, что Arctic Sea был задействован в неких «левых» перевозках, а экипаж при этом использовали «втемную». Он предположил, что захват был организован при участии какого-то государства на Ближнем Востоке, которое было «категорически против того, чем занималось судно». По мнению Войтенко, захватчики судна успели избавиться от некоего груза, который был на борту Arctic Sea. «Надо же было ухитриться захватить пароход на Балтике, вывести его сквозь всю Европу в Атлантику, там, прежде всего, выкинуть к черту за борт весь груз и потом отдать сухогруз», – сказал Войтенко.
Касательно освобождения сухогруза Войтенко сказал, что «все сделали тупо» и ситуация «оставила после себя впечатление страшнейшего непрофессионализма».
Между тем до сих пор непонятно, что происходит с экипажем Arctic Sea. В четверг 11 из 15 членов экипажа сухогруза и 8 предполагаемых захватчиков доставили в Москву и сразу же отвезли на территорию СИЗО «Лефортово». Там с ними до позднего вечера работали сотрудники СКП, выяснявшие, причастны ли моряки к захвату Arctic Sea. Остальные четыре члена экипажа остаются на борту судно, судьба которого также неясна. По одной из версий, судно движется в сторону Новороссийска, по другой – продолжает дрейфовать в африканских водах.
В пятницу официальный представитель СКП Владимир Маркин сообщил, что права моряков никоим образом не нарушаются: они «свободны в передвижении и, имея при себе мобильные средства связи, могут общаться с родными и близкими».
Однако издание Life.ru сообщило в понедельник, что моряки с Arctic Sea находятся в одной из гостиниц Москвы и им категорически запрещено сообщать о своем местонахождении. По сведениям издания, следствие подозревает, что среди экипажа может быть сообщник пиратов, поэтому изолируют моряков, чтобы никто не мог повлиять на их показания. Участники следствия утверждают, что сейчас моряки могут передвигаться более свободно, но их продолжают контролировать. Домой их обещают отпустить до конца недели. Мать 23-летнего стажера Дмитрия Фазылова Наталья рассказала изданию, что сын ей звонил (номер не определился) и сообщил, что «хорошо себя чувствует, сыт и одет». Пока моряки разговаривали с семьями, рядом с ними находились сотрудники спецслужб.