В критических условиях правительство как будто впало в оцепенелую беспомощность. После фантастической дискредитации самой идеи поддержки структурообразующих предприятий, включения в список последних алкомаркетов, магазинов белья, офшоров, букмекерской конторы и даже иностранного государственного концерна (не говоря уже о компаниях, связанных с видными государственными деятелями) выход, похоже, был найден в передаче принятия решений на более низкий уровень государственного управления.
Сначала вообще предполагалось отдать решения о господдержке на откуп министерствам и ведомствам, но неадекватность такого отказа от единой государственной политики стала слишком очевидной, — и после месячного промедления (и это в условиях, когда цена каждого дня просто неизмерима!) право на принятие решений о выделении помощи наконец передали Межотраслевой комиссии во главе с первым вице-премьером Белоусовым. Готовить эти решения будет, насколько можно судить, министр экономического развития Решетников. То, что ключевые решения будут приниматься ответственными за макроэкономические показатели, а не за реальный сектор, наглядно свидетельствует о сохранении либеральных, бухгалтерских, а не структурных подходов к управлению экономикой.
Принципиально важно, что снижение уровня принятия решений означает их большую закрытость от общества, большую кулуарность — и, соответственно, большую скандальность и коррупциогенность. Сегодня невозможно даже представить времена правительства Примакова-Маслюкова, когда ко всем субъектам экономики (разумеется, с четким учетом их реальной специфики) применялись единые принципы и правила, и управление носило системный характер, а не осуществлялось кусочно-разрывно в «ручном» режиме. О его эффективности свидетельствует то, что правительство, насколько можно судить, не в состоянии своевременно даже сформировать простейший перечень предприятий, подлежащих поддержке, — а о том, какой будет эта поддержка, кому, на каких условиях, в какие сроки и по каким правилам она будет предоставляться, похоже, не идет и речи.
Интересы государства теряются за хаотической дракой самых разнообразных лоббистов.
Вместе с тем усиление кулуарности весьма эффективно: безусловно, оно позволяет правящей бюрократии надеяться на минимизацию любой информации, — а с нею и скандалов. Теперь правительство может не опасаться раскрытия шокирующей информации о получении льгот крабовому предприятию, связанному с Собчак, или о просьбе жены мужу, все еще занимающему пост министра, помочь опекаемым ею косметологическим клиникам и салонам.
Если бы управление государством и спасение экономики в условиях вызванного коронабесием кризиса и уже начавшейся Глобальной депрессии сводилось бы к удовлетворению лоббистских интересов, действия правительства были бы близки к идеальным. Но ведь нам всем сейчас нужны эффективные меры господдержки крупного и мелкого бизнеса, основанные на четком универсальном механизме, в котором нет места субъективным, шкурным интересам.