Процесс формирования предвыборных партийных списков в самом разгаре. Официально списки будут сформированы лишь по итогам партийных съездов, которые пройдут в сентябре. Сейчас же полным ходом идет распределение и перераспределение «звезд» разной величины по спискам партий, всерьез претендующих на место в парламенте.
В Думу короткими перебежками
Как стало известно, после 16 лет в ЛДПР Алексей Митрофанов перейдет в «Справедливую Россию» и пойдет на выборы в Госдуму по ее списку. Второй после Жириновского «либерал-демократ», на котором во многом строился образ ЛДПР, объяснил свое решение следующим образом. По его словам, в российской политической жизни наступает «время системы» и кончается «время гениальной импровизации и интуиции», свойственной Жириновскому. Митрофанов сказал, что Россия идет к созданию двухпартийной системы, а ЛДПР последние четыре года находится в «политическом гетто», поэтому заниматься в ней политической деятельностью бессмысленно. В составе «Справедливой России» Митрофанов намерен бороться с «политическим монополизмом».
Решение о выходе из партии Митрофанов с Жириновским не обсуждал. «Очного разговора у нас не было, – передает слова Митрофанова РИА «Новости». – У меня есть внутреннее ощущение, что он бы тоже сделал этот шаг, но в силу понятных обстоятельств он не может пойти на это. Он создал ЛДПР, это его детище».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что Митрофанов просто «перерос» ЛДПР. «Предела роста он достиг уже, соответственно, ему стало тесно в рамках этой структуры. Переход в «Справедливую Россию» – пожалуй, единственный естественный выход», – сказал эксперт в интервью «Полит.ру».
Отметим, что это уже не первая потеря ЛДПР. Ранее ряды партии покинули бывший охранник Жириновского, депутат Госдумы Олег Малышкин, и один из самых богатых депутатов – миллиардер Сулейман Керимов, который перешел в «Единую Россию».
Смена ориентации Митрофановым – удача для «Справедливой России», с самого рождения страдающей «недостатком статусных морд». Ведь, выражаясь по-зюгановски, «лицо плохо выбритого мужчины» – Сергея Миронова – не лучшая реклама на выборах, а первая задача партменеджеров – набрать узнаваемые лица. Правда, Митрофанов за свою жизнь успел проиграть множество выборов – от одномандатных округов до выборов мэра и губернатора. Впрочем, помимо Митрофанова у справороссов теперь есть Галина Хованская – вечный защитник обездоленных дольщиков, специализирующийся на тематике ЖКХ (на весенних выборах в Подмосковье она была в списке «Яблока».) А также Оксана Дмитриева – демократ со стажем, по взглядам близкая к яблочникам. Кроме того, на днях стало известно, что ряд депутатов-одномандатников, входивших во фракцию "Единой России", могут войти в списки правороссов. Это депутаты Агеев (Волгоградская область) и зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков (Чувашия).
Партийный материализм
Несмотря на объявленный справороссами "превыборный призыв" первое место по набору узнаваемых и просто полезных для выборов лиц традиционно держит «Единая России». ЕР располагает многочисленными спортсменами, певцами и телеведущими, призванными обеспечить медийный ресурс и повысить узнаваемость партии. Обеспечение организационного и административного ресурса ляжет на губернаторов, которые повсеместно возглавляют списки единороссов.
С финансовым ресурсом – «кошельками партии» – у единороссов тоже все неплохо. Не так давно к ним из ЛДПР пришел богатейший депутат Сулейман Керимов, также зачем-то понадобилось попасть в список ЕдРа гендиректору и совладельцу Уральской горно-металлургической компании (второй по размеру производитель меди в России) Андрею Козицину. По принципу "субботника" будут у ЕР и назначенные спонсоры - из федеральных и региональных бизнес-структур.
Что касается финансового ресурса «Справедливой России», то два месяца назад из «Единой России» к Миронову перебежал Александр Лебедев (Национальный резервный банк, Национальная резервная корпорация). Наверняка естьи другие, "теневые" спонсоры.
Для справороссов это немаловажно: предвыборная кампания – вещь недешевая, партсписок, по некоторым оценкам, может стоить порядка $80–100 млн. ЕР это не касается, поскольку у них многое завязано на административный ресурс, который оценить в денежном выражении сложно.
Неестественный отбор электората
Привлечение узнаваемых лиц означает, что справороссы всерьез начали предвыборную кампанию и поборются за "социал-патриотический" электорат (наиболее эффективно консолидированный блоком "Родина" в 2003 году). Найм политических звезд второй-третьей величины свидетельствует и о том, что «Справедливая Россия» пытается позиционироваться на поле чужого электората. Менеджеры партии стараются тянут электорат у «Единой России» (Лебедев и одномандатники-регионалы), ЛДПР (чему доказательством переход Митрофанова) и КПРФ (от справороссов регулярно приходят странноватые слухи о бегстве «рядовых коммунистов» в их партию). Им не хватает, пожалуй, "социалиста" Сергея Глазьева и каких-нибудь «умеренных националистов», вроде Дмитрия Рогозина. Проблема лишь в том, что Рогозин и Глазьев полуофициально объявлены Кремлем персонами нон-грата, а без оглядки на Кремль справороссы действовать вряд ли рискнут.
Национализм, даже мягкий - тоже не рекомендован в качестве темы для позиционирования. «Миронов предлагает избирателю, в целом неискушенному в политике, сверхпривлекательное сочетание – левые идеи и поддержку Путина одновременно. То есть две наиболее популярные общественные тенденции в одном флаконе. С этим мог бы поспорить, пожалуй, только национализм – но здесь власть старается блюсти свою монополию и не раскачивать ситуацию», – говорил в интервью «Полит.ру» один из лидеров «Левого фронта» Илья Пономарев.
Определенные проблемы наблюдаются у ЛДПР, главный и чуть ли не единственный ресурс которой – собственно Владимир Вольфович Жириновский. Однако потеря Керимова и Митрофанова свидетельствует о потере веры со стороны как крупного капитала, так и старых членов партии в перспективы ЛДПР. Другое обстоятельство – ЛДПР на федеральных выборах показывала разные результаты. В 2003 году на антиолигархической тематике (поразительным образом совпавшей с основным месседжем агиткампании Жириновского – «за бедных, за русских») партия набрала порядка 10%. А в 1999-м на тематике «новых сил и новых ожиданий», ЛДПР едва перевалила за 5%. На этих же выборах надо набрать 7%. Неизвестно, насколько партии Жириновского смогут в этом помочь такие персонажи, как Маша Малиновская и Дима Билан.
Впрочем, по мнению Алексея Мухина, уход Керимова и Митрофанова никак не повлияет на ЛДПР, потому что это партия одного человека. «Это никак не отразится на электорате ЛДПР, потому что в основном это поклонники Жириновского, это не электорат в классическом смысле слова, так что ЛДПР ничего не потеряет. Освободится место – можно еще и денег заработать», – сказал Мухин.
От коммунистов сюрпризов ждать не приходится - новых лиц там не будет. Они поведут пассивную кампанию, негативный посыл которой будет направлен лишь против «Справедливой России». Партия Миронова, которая позиционирует себя как левая партия социальной направленности, в последнее время настойчиво предлагает объединение КПРФ. Зюганов почувствовал угрозу и для КПРФ борьба со «Справедливой Россией» стала главным фронтом. Как отмечал Илья Пономарев, у коммунистов «главное направление удара в этом сезоне будет направлено на борьбу со «Справедливой Россией». Недавно Зюганов назвал «Справедливую Россию» сообществом «детей лейтенанта Шмидта». А узнав о переориентации Митрофанова, главный коммунист сделал еще несколько едких замечаний, намекнув, что переход был небесплатным и что «кроме ухмылки он ничего не может вызвать».
«КПРФ удерживает свой электорат, да и актив тоже, во многом на отсутствии альтернативы. Если есть альтернатива – народ бежит, что мы уже наблюдаем; и только временная слабость «Справедливой России», слишком занятой внутренними разборками вследствие столь стремительного слияния совершенно разных структур, не делает этот процесс обвальным», – рассуждает Пономарев.
Таким образом, успех КПРФ будет зависеть от того, насколько плохо проведут кампанию их конкуренты. Пока же стало известно, кого коммунисты хотят видеть в своей федеральной тройке: это их лидер Геннадий Зюганов, академик Жорес Алферов и зампред КПРФ Иван Мельников. Также предложены довольно остроумные, но бессодержательные лозунги: «Лучше красные, чем голубые», «Верна народу – нужна стране», «Чем больше нас, тем меньше их» и «Наше сердце бьется слева».
Пример справороссов и коммунистов показателен - виртуальные партии борются на вирутальном политическом поле за виртуальную, во многом, власть. Хорошо проведенный партийный кастинг и слоганы для российского избирателя до сих пор ценее, чем скучные программы. Ибо считается доказанным: лицо и сердце где-то слева для публичного политика - важнее профессионализма и мозгов.
См. также: Михаил Захаров. Нерушимый блок бюрократов и шоуменов