Чиновники не понимают, как следует реагировать на столичные протесты и что делать, чтобы они сошли на нет. Однако критики в адрес митингующих не позволяет более никто. Даже главный борец с «оранжевой угрозой» Василий Якеменко едва ли не восхищается протестующими против «большой «Единой России»».
«Времена меняются» - примерно так характеризовали события последних месяцев, прежде всего протестное уличное движение в столице. Теперь вот подоспело и еще одно свидетельство своего рода перемен — не такое массовое и важное, но в чем-то показательное. Довольно редко дающий независимым от властных структур изданиям интервью глава Росмолодежи Василий Якеменко внезапно согласился поговорить с сетевой «Лентой.ру».
Нельзя сказать, что глава Федерального агентства по делам молодежи слишком уж разоткровенничался или интервью стало какой-то информационной бомбой. Скорее наоборот: он довольно вяло отбивал старые стандартные претензии, вроде преференций, в том числе финансовых, со стороны его ведомства движению «Наши» или темной истории каких-то своих давних связей с людьми, проходившими некогда по уголовному делу.
Однако же и некоторое количество вполне политических заявлений в интервью случилось. Про те же митинги протеста, скажем, Якеменко высказался в довольно сочувственной манере. По его представлению, на площади в Москве вышли люди, разочарованные отказом Медведева баллотироваться на второй срок. Протестующие, как полагает чиновник, «ожидали, что общество и государство будут жить по контракту, выполняя свои обязательства. Они считали, что если слова о свободе прозвучали, если эти слова персонифицированы, то в какой-то момент они получат то, что им обещали».
Кроме того, по оценке Якеменко, основная группа пришедших на Болотную площадь и проспект Сахарова является людьми 23-25 лет, то есть «клиентами» Росмолодежи. Однако никакой тревоги по этому поводу чиновник не высказал, напротив, он практически сочувствовал протестантам.
Или вот такой еще пассаж — по мнению Якеменко, протестовали в столице не против Путина, а против «культурной группы, которая называется «Единая Россия»». Частью которой являются, как он полагает, и иные парламентские партии. То есть молодое поколение, по его мнению, фактически высказало недоверие всем прежним политикам «старой формации».
Такое заявление в адрес единороссов находится сейчас вполне в тренде: то путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков, то глава путинского штаба Станислав Говорухин периодически заявляют, что Путин и партия не являются тождественными. То есть происходит явное дистанцирование от партии. Так что неудивительно, что можно все на нее валить.
Скажем, весьма лестно отозвался о митингующих еще будучи в статусе первого замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Да и Владимир Путин во время своей «прямой линии» перед тем, как начать рассказ про «заплаченные митингующим деньги», отметил их «молодые приятные лица» и порадовался, что это как раз было результатом правления «путинского режима».
В части проплаченности митингующих Якеменко, как специалист по проведению массовых акций, высказался куда аккуратнее премьера. По его оценке, уже 10 тысяч человек за деньги собрать невозможно — поскольку «станет известно» и денег понадобится очень много.
Либеральные речения главного борца с «оранжевой угрозой», на подшефных мероприятиях которого российских лидеров очень любят, а вот оппозицию разного толка совсем наоборот, - это несомненно отражение общего властного тренда. Власти хочется, чтобы митинги прекратились и она стремится что-то предложить вышедшим на площади. Только вот кому и как это сделать не очень понимает. Поэтому просто рассылаются сигналы почти «в космос» - хоть какие-то и куда-нибудь наугад.
И одновременно находятся как бы виноватые с внутренней политики убрали Владислава Суркова, например. Да и сам Якеменко оценил в интервью свои шансы возглавить Росмолодежь в новом правительстве довольно скептически.
Чего здесь больше — то ли непонимания, как реагировать, то ли неявной боязни потери власти. Впрочем, может чиновники и впрямь увидели в протестующих неких классово близких людей? Ну, допустим, не сам Владимир Путин, но Якеменко с Сурковым вполне могли увидеть. Тут же тебе и Ксения Собчак, и Полина Дерипаска, и ряд бизнесменов — выбирай по вкусу.