Одно из ток-шоу НТВ закрывается в рамках «стратегии снижения агрессивного и провокационного контента», сообщает информационное агенство РБК. Ожидается, что его ведущий перейдет на телеканал «Россия 1» и уже в новом телевизионном сезоне будет вести там свою программу. Об этом РБК сообщили сразу два источника, близкие к холдингу ВГТРК, которому принадлежит «Россия 1».
О агрессии и провокациях в современных СМИ, в том числе интернет-СМИ и социальных сетях, а также о том, отмечается ли в них снижение уровня подобного контента и к чему приведут попытки конкретных СМИ достигнуть такого снижения, с «Полит.ру» поговорил Олег Матвейчев, политолог, политический советник, эксперт СМИ, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», писатель.
«Что касается агрессивного контента, то он с момента появления современных СМИ все больше и больше стремился доминировать. И когда у СМИ нет внешней цензуры или внутренней самоцензуры, то такого контента в них много. Классические «желтые» СМИ всегда специализировались на экстремистском контенте, который, что называется, «щекочет нервы».
Самый «щекочущий нервы» контент был в российских СМИ все же не сейчас, а в 1990-е годы. Если мы вспомним, то не только НТВ показывало постоянные сериалы про маньяков, убийц и прочее в том же духе, но и другие телеканалы не отставали: выходили в эфир так называемые «аналитические» передачи, в которых шли войны олигархов друг с другом; людей постоянно вовлекали в политику, бомбардировали самыми тревожными новостями — разными, кому какие выгодны были.
Потом произошла определенная деполитизация: даже НТВ стало поспокойнее, переключилось на инопланетян и скандалы, интриги, расследования; ВГТРК с «Россией» и Первый канал стали официальными и притом развлекательными. Нельзя сказать, чтобы они вообще принципиально убрали агрессивность из своих передач, но сейчас у нас агрессивность и политизацию не столько телевидение демонстрирует, сколько интернет.
Интернет становится агрессивнее, и это сказывается на общем градусе агрессивности общества. Потому что интернет, по большому счету, никто не цензурирует, и там творится что угодно. И все же основным стал не столько сам по себе агрессивный контент, сколько контент, вызывающий агрессию. Контент может выглядеть как сухие цифры статистики или сообщения неких «фактов». Причем главная тенденция, которая сейчас отмечается (а отметили ее и футурологи, и просто аудитория стала замечать), заключается в сумасшедшем росте числа фейков, то есть фальшивых новостей, в интернете.
Сам по себе термин fake news стал активно использовать президент США Дональд Трамп, обзывая так сообщения СМИ своих соперников. Но дело в том, что если, к примеру, я смотрю ленту в своем Facebook (а я не подписывался на всех этих людей, это Facebook формирует ее в рекламных целях, так как в этой социальной сети можно продвигать свои публикации), я вижу, что где-то 30-40% от этой ленты состоит из фейков.
Выглядят эти фейки либо как статистика, либо как чужие высказывания. И если над «высказываниями великих людей» мы все равно уже смеемся, то сейчас ведь в ход пошли и высказывания не великих, а просто известных людей — например, политиков, и высказываний этих они на деле не совершали. Люди об этом не задумываются, не рефлексируют по этому поводу, а агрессию в них это постепенно возбуждает. Как это так, мол, вот такой-то политик сказал то-то! И там стоит его фотография — не видео, конечно, но возникает ощущение, что это он и говорил…
Огромное количество фейковых документов публикуется — например, по Сети гуляет некий «чек из столовой Кремля». В Кремле уже и столовой несколько лет как нет — корпус, в котором она была, снесли; а когда она еще существовала, в ней были точно такие же цены, как везде. А в том «чеке» видно, что чуть не на 20 рублей люди обедают. И, выходит, экономят таким образом. И все, конечно, возмущены и этот «чек» перепащивают у себя.
Подобных фейков ходит огромное количество; они используются специально для того, чтобы спровоцировать людей на различные эмоции. И футурологи утверждают, что уже к 2020 году — а это очень скоро, неполных два года осталось — до 50% материалов Сети будут фейковыми. А так как люди не рефлексируют по поводу новостей, ситуация будет сложной. А они, конечно, не рефлексируют, учитывая наше образование, учитывая «клиповое» мышление, свойственное молодежи, которая вообще не стремится задумываться по большинству поводов. Молодежи интересен короткой кадр и короткая эмоция, что и дают поставщики фейков.
Для чего нужны фейки, кроме чисто материальной выгоды для СМИ? В основном они преследуют политические цели: провоцирование протеста, недовольства. Честно говоря, фейков, которые людей успокаивают, я и не встречал — ну, может, за исключением реклам каких-то индуистских сект, приписывающих своим гуру различные мудрости, которых те в жизни не говорили. Вот только там и говорят, что все должны жить в мире и спокойствии, а в основном — фейки направлены на провоцирование недовольства, политизацию и т.д.
Есть еще жанр полуфейков. Например, обсуждается сейчас пенсионная реформа с переносом пенсионного возраста. Тут берется подборка неких стран с большими пенсиями; но при этом не говорится ни о расходах, которые в этих странах несут те же самые пенсионеры, ни о том, что там может быть накопительная пенсионная система — допустим, как в Америке, где государство не платит пенсии. Или, скажем, для примера берут Сингапур и рассуждают: «Вот, у Сингапура вообще нет Пенсионного фонда, а как замечательно там все живут и сколько получают!».
А там всего — 5 миллионов населения, притом, что он стоит на самых оживленной транспортной артерии. И там тоже — только накопительная пенсионная система, сколько ты накопил — столько сам себе и будешь платить. Можешь и миллиарды платить, если накопишь. Почему бы и нет, если ты миллиардер? А если ты работал всю жизнь таксистом и не отчислял себе на пенсию никаких денег, будешь нищим, никто не заплатит тебе даже минимальной пенсии.
Ну, и если говорить о сокращении объема подобного контента в СМИ, то я не думаю, что СМИ сами по себе будут к этому стремиться. Потому что он привлекает определенную часть аудитории: людям нужен адреналин, нужны какие-то всплески эмоций, чтобы ощутить себя находящимся немного более в тонусе, в настроении. Потому что у огромного количества людей жизнь скучна и скудна, и им хочется путсь даже на «кровищу» посмотреть, пощекотать себе нервы детективами и тому подобным.
В целом примерно 30% аудитории всегда будет искать такой контент, будет давать спрос на него. Соответственно, всегда найдутся СМИ, которые будут его удовлетворять, и если этого не станет делать НТВ или всеми за это же и любимое РЕН-ТВ, то это станет делать кто-то другой. И аудитория уйдет в туда, где этот контент будет существовать», — сказал Олег Матвейчев.