будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна

Смотреть не на что

Смотреть не на что
OBSE_obse

В день, когда четвертая Госдума завершила свою работу, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) объявила о решении не посылать наблюдателей на выборы новой Госдумы 2 декабря. Руководитель Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в письме Центризбиркому России заметил, что из-за задержек и ограничений ОБСЕ не сможет выполнить свой мандат.

«БДИПЧ просило направить 7 ноября в Россию 20 экспертов, а 15 ноября – 50 наблюдателей. Несмотря на многократные попытки получить въездную визу в Россию для экспертов и наблюдателей БДИПЧ, в выдаче въездных виз постоянно отказывали», – говорится в письме ЦИКу. Из всего этого организация сделала вывод, что «власти РФ не желают принять наблюдателей вовремя, а также не желают всецело с ними сотрудничать».

В ОБСЕ также говорят, что российские власти слишком поздно направили приглашения наблюдателям, а также заявляют о «беспрецедентных ограничениях» относительно числа наблюдателей. Таким образом, отмечается в пресс-релизе, бюро столкнулось «со множеством препятствий». По словам одного из западных дипломатов, принимавших участие в подготовке этой поездки, «в этом деле можно поставить точку, вся затея лопнула».

В ответ МИД России заявил, что не драматизирует решение БДИПЧ ОБСЕ. «Выборы состоятся и будут свидетельствовать об укреплении демократии в России», – сказал Михаил Камынин. В Центризибркоме отреагировали болезненно. Член ЦИК Игорь Борисов назвал это «демаршем» и обвинил европейскую организацию в попытке «использовать единственный вариант придать негативную модальность проходящим в России думским выборам».

Между тем в последнее время все к тому и шло. 22 октября наблюдатели от ОБСЕ пожаловались, что их до сих пор не пригласили на парламентские выборы в России и у них не остается времени на детальный мониторинг. Тогда как на парламентских выборах в 2003 году наблюдатели от ОБСЕ в этот день уже были в России, которая является членом организации. Реакция Центризбиркома показала, что нынешняя задержка является не просто недоразумением. В управлении внешних связей ЦИК заявили, что приглашения будут направлены лишь после регистрации кандидатов 27 октября, а кроме того, международных наблюдателей будет значительно меньше, чем на прошлых выборах. По мнению ЦИКа, наблюдатели показали себя «недостаточно эффективными», они «излишне щепетильно старались искать формальные нарушения» и приезжали для этого большой делегацией, тогда как в балтийские республики ОБСЕ посылала от трех до двенадцати человек.

Вскоре глава ЦИК Владимир Чуров объявил, что на предстоящие в декабре выборы в Госдуму прибудет около 330-350 наблюдателей, из них 70 человек от БДИПЧ ОБСЕ. Тогда как в 2003 году число международных наблюдателей составило 1168 человек. Межд тем в России 95 тысяч избирательных участков, и 300 наблюдателей смогут покрыть только 10% избирательных участков Москвы. А чтобы покрыть хотя бы один процент участков в России, необходимо пригласить не меньше тысячи.

Затем выяснилось, что международные наблюдатели от ОБСЕ не могут получить российские визы. И хотя представители российского МИДа задержки с выдачей виз объясняли техническими причинами, едва ли найдется хоть одно российское посольство, которое будет специально затягивать выдачу виз наблюдателям без «распоряжения сверху».

О «похолодании» в отношениях между российскими властями и ОБСЕ говорили уже давно. Причиной этого явилась критика со стороны ОБСЕ в адрес некоторых пророссийских лидеров бывших союзных республик, и отрицательная оценка наблюдателями президентской кампании Владимира Путина в 2004 году. Кроме того, давно поднимается вопрос, что Белоруссия и Россия, подписавшие в 1990 году копенгагенские соглашения о приглашении иностранных наблюдателей на выборах, ведут себя некорректно, отказываясь исполнять взятые на себя обязательства.

В рейтингах демократии, которые ежегодно выпускают международные организации, свободные выборы обозначаются как один из «столпов» демократического режима. С точки зрения организации Freedom House, российский политический режим является «гибридным», однако не исключено, что он перерастет в авторитарный. По мнению, экспертов Freedom House, на парламентских выборах 2007 года стоит ждать широких злоупотреблений.

В то же время авторитетный среди политологов рейтинг Polity-IV, основанный на нескольких критериях отбора, показывает, что Россия является демократической страной. Эксперты Polity 4 приводят несколько показателей: соревновательность выборов и вовлеченность в них населения, применение властью принуждения, степень независимости друг от друга разных ветвей власти, а также процент политиков, принимающих демократические выборы как единственный легитимный способ политической борьбы. Российские политологи предпочитали ссылаться на Polity-IV, небезосновательно считая рейтинги Freedom House идеологическим инструментом. Однако не исключено, что после думских выборов-2007 эксперты Polity-IV снизят оценку российской политической системе.

Собственно, решение ОБСЕ не посылать наблюдателей в Россию верное – наблюдать будет не за чем. Потому что намеченное на 2 декабря мероприятие не имеет никакого отношения к наличию или отсутствию демократии. Как писал на «Полит.ру» обозреватель Сергей Митрофанов, речь идет не о выборах, а о «корпоративной задаче легитимации постпутинской конфигурации».

Единственная интрига предстоящих выборов – одержит «Единая Россия» убедительную или триумфальную победу. Еще год назад региональные выборы показали относительную монолитность региональных элит и четкие ассоциации у электората Путин – «Единая Россия». Тогда как конкуренты единороссов альтернативной повестки предложить не смогли – до сих пор. И сейчас все всерьез говорят о будущем двухпартийном парламенте.

В идеале «партия власти» должна бы набрать не меньше 71%, которые получил Владимир Путин в 2004 году. Если верить прогнозам разных социологов, поменьше – около 60%. Некоторые эксперты дают еще меньше. «Я не понимаю, откуда берется среднероссийский рейтинг единороссов 56%, когда я не знаю ни одного региона, где было бы больше 40-45%», – говорил в интервью «Полит.ру» глава региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).