В день, когда четвертая Госдума завершила свою работу, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) объявила о решении не посылать наблюдателей на выборы новой Госдумы 2 декабря. Руководитель Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в письме Центризбиркому России заметил, что из-за задержек и ограничений ОБСЕ не сможет выполнить свой мандат.
«БДИПЧ просило направить 7 ноября в Россию 20 экспертов, а 15 ноября – 50 наблюдателей. Несмотря на многократные попытки получить въездную визу в Россию для экспертов и наблюдателей БДИПЧ, в выдаче въездных виз постоянно отказывали», – говорится в письме ЦИКу. Из всего этого организация сделала вывод, что «власти РФ не желают принять наблюдателей вовремя, а также не желают всецело с ними сотрудничать».
В ОБСЕ также говорят, что российские власти слишком поздно направили приглашения наблюдателям, а также заявляют о «беспрецедентных ограничениях» относительно числа наблюдателей. Таким образом, отмечается в пресс-релизе, бюро столкнулось «со множеством препятствий». По словам одного из западных дипломатов, принимавших участие в подготовке этой поездки, «в этом деле можно поставить точку, вся затея лопнула».
В ответ МИД России заявил, что не драматизирует решение БДИПЧ ОБСЕ. «Выборы состоятся и будут свидетельствовать об укреплении демократии в России», – сказал Михаил Камынин. В Центризибркоме отреагировали болезненно. Член ЦИК Игорь Борисов назвал это «демаршем» и обвинил европейскую организацию в попытке «использовать единственный вариант придать негативную модальность проходящим в России думским выборам».
Между тем в последнее время все к тому и шло. 22 октября наблюдатели от ОБСЕ пожаловались, что их до сих пор не пригласили на парламентские выборы в России и у них не остается времени на детальный мониторинг. Тогда как на парламентских выборах в 2003 году наблюдатели от ОБСЕ в этот день уже были в России, которая является членом организации. Реакция Центризбиркома показала, что нынешняя задержка является не просто недоразумением. В управлении внешних связей ЦИК заявили, что приглашения будут направлены лишь после регистрации кандидатов 27 октября, а кроме того, международных наблюдателей будет значительно меньше, чем на прошлых выборах. По мнению ЦИКа, наблюдатели показали себя «недостаточно эффективными», они «излишне щепетильно старались искать формальные нарушения» и приезжали для этого большой делегацией, тогда как в балтийские республики ОБСЕ посылала от трех до двенадцати человек.
Вскоре глава ЦИК Владимир Чуров объявил, что на предстоящие в декабре выборы в Госдуму прибудет около 330-350 наблюдателей, из них 70 человек от БДИПЧ ОБСЕ. Тогда как в 2003 году число международных наблюдателей составило 1168 человек. Межд тем в России 95 тысяч избирательных участков, и 300 наблюдателей смогут покрыть только 10% избирательных участков Москвы. А чтобы покрыть хотя бы один процент участков в России, необходимо пригласить не меньше тысячи.
Затем выяснилось, что международные наблюдатели от ОБСЕ не могут получить российские визы. И хотя представители российского МИДа задержки с выдачей виз объясняли техническими причинами, едва ли найдется хоть одно российское посольство, которое будет специально затягивать выдачу виз наблюдателям без «распоряжения сверху».
О «похолодании» в отношениях между российскими властями и ОБСЕ говорили уже давно. Причиной этого явилась критика со стороны ОБСЕ в адрес некоторых пророссийских лидеров бывших союзных республик, и отрицательная оценка наблюдателями президентской кампании Владимира Путина в 2004 году. Кроме того, давно поднимается вопрос, что Белоруссия и Россия, подписавшие в 1990 году копенгагенские соглашения о приглашении иностранных наблюдателей на выборах, ведут себя некорректно, отказываясь исполнять взятые на себя обязательства.
В рейтингах демократии, которые ежегодно выпускают международные организации, свободные выборы обозначаются как один из «столпов» демократического режима. С точки зрения организации Freedom House, российский политический режим является «гибридным», однако не исключено, что он перерастет в авторитарный. По мнению, экспертов Freedom House, на парламентских выборах 2007 года стоит ждать широких злоупотреблений.
В то же время авторитетный среди политологов рейтинг Polity-IV, основанный на нескольких критериях отбора, показывает, что Россия является демократической страной. Эксперты Polity 4 приводят несколько показателей: соревновательность выборов и вовлеченность в них населения, применение властью принуждения, степень независимости друг от друга разных ветвей власти, а также процент политиков, принимающих демократические выборы как единственный легитимный способ политической борьбы. Российские политологи предпочитали ссылаться на Polity-IV, небезосновательно считая рейтинги Freedom House идеологическим инструментом. Однако не исключено, что после думских выборов-2007 эксперты Polity-IV снизят оценку российской политической системе.
Собственно, решение ОБСЕ не посылать наблюдателей в Россию верное – наблюдать будет не за чем. Потому что намеченное на 2 декабря мероприятие не имеет никакого отношения к наличию или отсутствию демократии. Как писал на «Полит.ру» обозреватель Сергей Митрофанов, речь идет не о выборах, а о «корпоративной задаче легитимации постпутинской конфигурации».
Единственная интрига предстоящих выборов – одержит «Единая Россия» убедительную или триумфальную победу. Еще год назад региональные выборы показали относительную монолитность региональных элит и четкие ассоциации у электората Путин – «Единая Россия». Тогда как конкуренты единороссов альтернативной повестки предложить не смогли – до сих пор. И сейчас все всерьез говорят о будущем двухпартийном парламенте.
В идеале «партия власти» должна бы набрать не меньше 71%, которые получил Владимир Путин в 2004 году. Если верить прогнозам разных социологов, поменьше – около 60%. Некоторые эксперты дают еще меньше. «Я не понимаю, откуда берется среднероссийский рейтинг единороссов 56%, когда я не знаю ни одного региона, где было бы больше 40-45%», – говорил в интервью «Полит.ру» глава региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.