Одно из общечиновничьих чувств есть хорошо всем знакомый "административный восторг", то есть чувство власти, которое госслужащий испытывает по отношению к зависимому от него гражданину. И тут чем более известен гражданин, чем больше у него прав на то, чтобы считаться принадлежащим к элите, тем более упоительны ощущения его повелителя. Унизить такого человека - большая и чистая чиновничья радость.
Мы уже писали, как прокурор Москвы Михаил Авдюков яростно защищал решение своих подчиненных привлечь к ответственности зловредного писателя Сорокина. Говорили и о том, как попал Авдюков впросак и стал объектом критики со стороны министра юстиции и даже со стороны администрации президента. Другой на его месте подумал бы о карьере и резко пересмотрел свое отношение к делу о "Голубом сале". Но Михаила Авдюкова уже понесло, в нем взыграли особенные прокурорские чувства. Под флагом независимости прокуратуры, под лозунгом "Закон превыше всего!" он продолжает упорно ломиться вперед, увязая все глубже и глубже в трясине дурно пахнущего и безнадежного дела.
Никого он не боится. Сергею Ястржембскому, намекавшему на нежелательные параллели с политическими преследованиями писателей в советское время, указал, что Сорокин писатель не политический, а порнографический. Министру Юрию Чайке, пытавшемуся свести дело к процессуальной небрежности, строго ответил, что все у него с этим в ажуре: "Именно на основании заключения эксперта о том, что роман "Голубое сало" в своем материале содержит порнографические тексты, явные признаки порнографии было принято решение о возбуждении уголовного дела". Более того, он распорядился из скромного ОВД "Замоскворечье" передать дело Сорокина под свою личную опеку в Главное следственное управление ГУВД Москвы. А всем вообще официальным лицам и юристам, позволившим себе неодобрительные высказывания по поводу преследований писателя, посоветовал не совать нос в чужие дела.
Бесстрашию независимого прокурора Авдюкова можно было бы только порадоваться, если бы не одна деталь - закон, который превыше всего, он явно отождествляет со своей персоной, каковая ни за что не признается, что допустила ошибку. А поскольку персона Михаила Авдюкова к тому же не слишком искушена в проблемах литературного творчества, то и закон в его исполнении балансирует нелепо как корова на льду.
Кстати, про лед. До тех пор, пока в ход не пошли собственно правовые аргументы, борьба вокруг дела Сорокина представляет собой войну нервов. И прокурор Авдюков разворачивает блистательную психическую атаку. Ах, вы недовольны возбуждением уголовного дела по поводу романа трехлетней давности? Хорошо же, мы проверим самое свежее произведение порнографа Сорокина - роман "Лед". Кстати, так удачно совпало, что как раз еще какой-то разгневанный читатель нам на него пожаловался... А там, глядишь, и родственникам описанных Сорокиным исторических персонажей кто-нибудь объяснит, что память их близких подверглась злостному глумлению, а уж это - самый что ни на есть прямой и несомненный повод к возбуждению еще одного уголовного дела.
Вообще Михаил Авдюков готов возбуждать дела против Сорокина без конца - до того вдруг ему захотелось этого надменного постмодерниста упечь. И возбудит - можно не сомневаться. А вот дальше у него неизбежно начнутся очень большие проблемы. Обвинения-то придется доказывать. А обвиняемый наверняка будет сопротивляться, и битва на поле экспертизы развернется почище, чем по делу Буданова.
Дело в том, что экспертиза порнографии чрезвычайно сложна. На эту тему написаны горы литературы, множество знаменитых книг и фильмов стали предметом скандалов, подобных нынешнему, и вышли из них с честью. Из области уголовного права мы неизбежно перемещаемся здесь в область эстетики и психологии - наук, по всей видимости, близко знакомых не каждому прокурору.
Посему прибегнем к помощи специалиста. Приведем фрагмент из книги известного ученого-сексолога Игоря Кона, которого, скорее всего, даже несгибаемый Михаил Авдюков не сможет не признать в качестве эксперта в данной области. Итак в своем исследовании "Социологическая психология" Кон перечисляет следующие критерии различения эротики и порнографии:
1. Эротическое, как и всякое другое искусство, синкретично, целостно, оно изображает человека во всем богатстве его переживаний. Порнография аналитична, она фиксирует внимание на отдельных моментах сексуальности, вырывая их из жизненного контекста и сводя сексуальность к половому акту и его технике.
2. Эротическое искусство неутилитарно, самоценно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани. Порнография жестко функциональна, она вызывает сексуальное возбуждение, и только.
3. Эротическое искусство индивидуально: как в исполнении, так и в предмете его интересует неповторимое, своеобразное. Порнография имеет дело со стандартным, деиндивидуализированным сексом, лишенным личностного смысла. Ее главный предмет v не личность и даже не индивидуальное тело, а гениталии.
4. Эротическое искусство строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексуальность. Порнография, напротив, сводит все дело к физиологии, дегуманизирует человека и эротику.
5. Эротическое искусство часто нарушает обыденные нормы благопристойности, потому что оно открывает новые глубины человеческого бытия, еще не понятые и не принятые массовым сознанием. Оно, как и поэзия, езда в незнаемое. Порнография оперирует стандартными клише, нарушение общественных условностей для нее v самоцель, так как необычные формы половой жизни сильнее возбуждают людей, а общественный скандал гарантирует прибыль. Она не столько разрушает запреты, сколько спекулирует на дефиците новизны.
6. Эротическое искусство, расширяющее границы человеческой свободы, гуманистично и нравственно. Порнография отрицает нравственность, унижает человека, делает его объектом манипуляций. Она закрепляет традиционную идеологию мужского господства (сексизм) и является одним из способов сексуальной эксплуатации женщин и детей.
7. Эротическое искусство v прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография v это коммерция, производство, нацеленное на получение прибыли. С этим связаны ее массовость, стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений.
Желающие могут попытаться приложить эти критерии к творчеству Владимира Сорокина, памятуя, однако, о том, что исследовать надо произведения в целом, а не отдельные выхваченные из контекста страницы.
Вот "Идущие вместе" об этом забыли, и теперь жестоко поплатятся. Издательство Ad Marginem выполнило свою угрозу и подает в Таганский межмуниципальный суд иск по поводу нарушения авторских прав. Как рассказал "Интерфаксу" адвокат Александр Глушенков, в ходе кампании против Сорокина "Идущие" не поскупились на то, чтобы издать сборник цитат из его книг "Голубое сало", "Лед", "Норма" и "Первый субботник", составив таким образом антологию сорокинской порнографии. Сборник этот рвали, топили в унитазе, а также раздавали прохожим во время акции, проведенной "Идущими" у Большого театра 27 июня. Об авторских правах они в пылу борьбы, конечно же, не подумали. Вот и попались.
Мало того, помимо гражданского преследования "Идущим вместе" грозит и уголовное: ловкий адвокат Глушенков переходит в контратаку и подает на имя того же самого прокурора Москвы Михаила Авдюкова заявление с просьбой возбудить уголовное дело по распространения порнографии. "С точки зрения юридической техники произведение должно рассматриваться на предмет содержания в нем порнографии целиком, а не по частям. Таким образом, фрагменты из романов Сорокина, рассматриваемые в контексте самого романа, не являются порнографией. А взятые по отдельности куски из романа вполне могут за нее сойти", - объясняет он. А если вспомнить о том, что "Идущие" распространяли сборники публично в присутствии журналистов и под прицелом телекамер, то, резюмирует Глушенков, прокуратуре будет где развернуться.
"Определенное остроумие в этом есть, - замечает "Полит.Ру, - если суд признает Сорокина и издательство виновными в распространении порнографии, преступниками автоматически окажутся и "Идущие вместе", сознательно распространявшие тексты Сорокина у Большого театра. Если только их, как бывает, не признают невменяемыми".
Вот оно каково - простым наивным ребятишкам с постмодернистами связываться...