будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна

Смятенье прокурорских чувств

Одно из общечиновничьих чувств есть хорошо всем знакомый "административный восторг", то есть чувство власти, которое госслужащий испытывает по отношению к зависимому от него гражданину. И тут чем более известен гражданин, чем больше у него прав на то, чтобы считаться принадлежащим к элите, тем более упоительны ощущения его повелителя. Унизить такого человека - большая и чистая чиновничья радость.

Мы уже писали, как прокурор Москвы Михаил Авдюков яростно защищал решение своих подчиненных привлечь к ответственности зловредного писателя Сорокина. Говорили и о том, как попал Авдюков впросак и стал объектом критики со стороны министра юстиции и даже со стороны администрации президента. Другой на его месте подумал бы о карьере и резко пересмотрел свое отношение к делу о "Голубом сале". Но Михаила Авдюкова уже понесло, в нем взыграли особенные прокурорские чувства. Под флагом независимости прокуратуры, под лозунгом "Закон превыше всего!" он продолжает упорно ломиться вперед, увязая все глубже и глубже в трясине дурно пахнущего и безнадежного дела.

Никого он не боится. Сергею Ястржембскому, намекавшему на нежелательные параллели с политическими преследованиями писателей в советское время, указал, что Сорокин писатель не политический, а порнографический. Министру Юрию Чайке, пытавшемуся свести дело к процессуальной небрежности, строго ответил, что все у него с этим в ажуре: "Именно на основании заключения эксперта о том, что роман "Голубое сало" в своем материале содержит порнографические тексты, явные признаки порнографии было принято решение о возбуждении уголовного дела". Более того, он распорядился из скромного ОВД "Замоскворечье" передать дело Сорокина под свою личную опеку в Главное следственное управление ГУВД Москвы. А всем вообще официальным лицам и юристам, позволившим себе неодобрительные высказывания по поводу преследований писателя, посоветовал не совать нос в чужие дела.

Бесстрашию независимого прокурора Авдюкова можно было бы только порадоваться, если бы не одна деталь - закон, который превыше всего, он явно отождествляет со своей персоной, каковая ни за что не признается, что допустила ошибку. А поскольку персона Михаила Авдюкова к тому же не слишком искушена в проблемах литературного творчества, то и закон в его исполнении балансирует нелепо как корова на льду.

Кстати, про лед. До тех пор, пока в ход не пошли собственно правовые аргументы, борьба вокруг дела Сорокина представляет собой войну нервов. И прокурор Авдюков разворачивает блистательную психическую атаку. Ах, вы недовольны возбуждением уголовного дела по поводу романа трехлетней давности? Хорошо же, мы проверим самое свежее произведение порнографа Сорокина - роман "Лед". Кстати, так удачно совпало, что как раз еще какой-то разгневанный читатель нам на него пожаловался... А там, глядишь, и родственникам описанных Сорокиным исторических персонажей кто-нибудь объяснит, что память их близких подверглась злостному глумлению, а уж это - самый что ни на есть прямой и несомненный повод к возбуждению еще одного уголовного дела.

Вообще Михаил Авдюков готов возбуждать дела против Сорокина без конца - до того вдруг ему захотелось этого надменного постмодерниста упечь. И возбудит - можно не сомневаться. А вот дальше у него неизбежно начнутся очень большие проблемы. Обвинения-то придется доказывать. А обвиняемый наверняка будет сопротивляться, и битва на поле экспертизы развернется почище, чем по делу Буданова.

Дело в том, что экспертиза порнографии чрезвычайно сложна. На эту тему написаны горы литературы, множество знаменитых книг и фильмов стали предметом скандалов, подобных нынешнему, и вышли из них с честью. Из области уголовного права мы неизбежно перемещаемся здесь в область эстетики и психологии - наук, по всей видимости, близко знакомых не каждому прокурору.

Посему прибегнем к помощи специалиста. Приведем фрагмент из книги известного ученого-сексолога Игоря Кона, которого, скорее всего, даже несгибаемый Михаил Авдюков не сможет не признать в качестве эксперта в данной области. Итак в своем исследовании "Социологическая психология" Кон перечисляет следующие критерии различения эротики и порнографии:

1. Эротическое, как и всякое другое искусство, синкретично, целостно, оно изображает человека во всем богатстве его переживаний. Порнография аналитична, она фиксирует внимание на отдельных моментах сексуальности, вырывая их из жизненного контекста и сводя сексуальность к половому акту и его технике.

2. Эротическое искусство неутилитарно, самоценно, оно исследует человеческий мир, открывает в нем новые грани. Порнография жестко функциональна, она вызывает сексуальное возбуждение, и только.

3. Эротическое искусство индивидуально: как в исполнении, так и в предмете его интересует неповторимое, своеобразное. Порнография имеет дело со стандартным, деиндивидуализированным сексом, лишенным личностного смысла. Ее главный предмет v не личность и даже не индивидуальное тело, а гениталии.

4. Эротическое искусство строит свой мир по законам красоты, одухотворяет сексуальность. Порнография, напротив, сводит все дело к физиологии, дегуманизирует человека и эротику.

5. Эротическое искусство часто нарушает обыденные нормы благопристойности, потому что оно открывает новые глубины человеческого бытия, еще не понятые и не принятые массовым сознанием. Оно, как и поэзия, езда в незнаемое. Порнография оперирует стандартными клише, нарушение общественных условностей для нее v самоцель, так как необычные формы половой жизни сильнее возбуждают людей, а общественный скандал гарантирует прибыль. Она не столько разрушает запреты, сколько спекулирует на дефиците новизны.

6. Эротическое искусство, расширяющее границы человеческой свободы, гуманистично и нравственно. Порнография отрицает нравственность, унижает человека, делает его объектом манипуляций. Она закрепляет традиционную идеологию мужского господства (сексизм) и является одним из способов сексуальной эксплуатации женщин и детей.

7. Эротическое искусство v прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография v это коммерция, производство, нацеленное на получение прибыли. С этим связаны ее массовость, стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений.

Желающие могут попытаться приложить эти критерии к творчеству Владимира Сорокина, памятуя, однако, о том, что исследовать надо произведения в целом, а не отдельные выхваченные из контекста страницы.

Вот "Идущие вместе" об этом забыли, и теперь жестоко поплатятся. Издательство Ad Marginem выполнило свою угрозу и подает в Таганский межмуниципальный суд иск по поводу нарушения авторских прав. Как рассказал "Интерфаксу" адвокат Александр Глушенков, в ходе кампании против Сорокина "Идущие" не поскупились на то, чтобы издать сборник цитат из его книг "Голубое сало", "Лед", "Норма" и "Первый субботник", составив таким образом антологию сорокинской порнографии. Сборник этот рвали, топили в унитазе, а также раздавали прохожим во время акции, проведенной "Идущими" у Большого театра 27 июня. Об авторских правах они в пылу борьбы, конечно же, не подумали. Вот и попались.

Мало того, помимо гражданского преследования "Идущим вместе" грозит и уголовное: ловкий адвокат Глушенков переходит в контратаку и подает на имя того же самого прокурора Москвы Михаила Авдюкова заявление с просьбой возбудить уголовное дело по распространения порнографии. "С точки зрения юридической техники произведение должно рассматриваться на предмет содержания в нем порнографии целиком, а не по частям. Таким образом, фрагменты из романов Сорокина, рассматриваемые в контексте самого романа, не являются порнографией. А взятые по отдельности куски из романа вполне могут за нее сойти", - объясняет он. А если вспомнить о том, что "Идущие" распространяли сборники публично в присутствии журналистов и под прицелом телекамер, то, резюмирует Глушенков, прокуратуре будет где развернуться.

"Определенное остроумие в этом есть, - замечает "Полит.Ру, - если суд признает Сорокина и издательство виновными в распространении порнографии, преступниками автоматически окажутся и "Идущие вместе", сознательно распространявшие тексты Сорокина у Большого театра. Если только их, как бывает, не признают невменяемыми".

Вот оно каково - простым наивным ребятишкам с постмодернистами связываться...

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).