Власть возвращает выборы губернаторов. Правда, сохраняется целый набор ограничений на пути рядового гражданина в губернаторское кресло. Риск бунта регионалов против центра также не такой большой, как в конце девяностых. Однако на легитимности региональных властей мера вполне может сказаться положительно.
Дмитрий Медведев начал проводить «антиболотную профилактику»: внес в Госдуму закон о прямых выборах губернаторов. Согласно тексту законопроекта, опубликованному на президентском сайте, теперь губернатором сможет стать (если закон будет принят, в чем особых сомнений нет) человек старше 30 лет, не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство иного государства.
Выдвигаются эти граждане либо политическими партиями, как ранее и обещали представители властного тандема, либо, как указано в документе, в «порядке самовыдвижения». Партии выдвигают кандидатов после консультаций с президентом, самовыдвиженцы будут вынуждены собирать подписи, число которых будет устанавливаться в регионе.
Иными словам: на пути обычного гражданина к губернаторскому креслу остается достаточно заслонов, но не такое количество, как было. И даже меньше, чем можно было ожидать после разъяснения Владимира Путина, что необходим «президентский фильтр», а губернаторов будут выдвигать исключительно партии.
За время своего президентства Дмитрий Медведев не раз и даже не два говорил, что прямая выборность губернаторов в принципе возможна, но сам он считает, что действующая система, по которой губернаторы де-факто выбираются в администрации президента, должна быть сохранена.
Все действующие, вполне себе назначенные и переназначенные президентом губернаторы, впрочем, досидят свои срока, если, разумеется, президенту не захочется их отправить в отставку, как он сделал буквально на днях с архангельским губернатором Ильей Михальчуком.
Когда Владимир Путин описывал, какой могла бы быть система избрания губернаторов, в числе прочих там фигурировало и выражение «негативный контроль» - возможность президента отправить неугодного главу региона в отставку. Впрочем, в президентском законопроекте и эта мера подана во вполне демократическом ключе. Предложен закрытый список причин для отставки губернатора — по сути отставить его можно будет только за коррупцию.
Граду и миру фактически явлен демонтаж путинской системы взаимоотношений центра и регионов, при котором над губернатором все время висел дамоклов меч отставки, что и являлось основной причиной лояльности региональных царьков по отношению к Москве.
Путинскую систему выстраивали под предлогом спасения дезинтеграции страны. Возврат к большей независимости регионального начальства от федерального объективно повышает такого рода риски вновь.
Впрочем, в практической сфере для Кремля нет таких уж мощных вызовов. Во-первых ясно, что никаких самовыдвиженцев в Москве в качестве губернаторов видеть не захотят, а партии все-таки будут кандидатов согласовывать. При существующей партийной системе (и даже при грядущем увеличении числа партий) это ставит серьезный заслон на пути неудобных Москве губернаторов. Во-вторых, никто не отменял старого принципа «был бы человек, а дело найдется». Здесь речь даже не о том, что все главы субъектов поголовно казнокрады, а в том, что под коррупцию можно будет подвести хоть бы и нецелевое использование средств. Тонко чувствующие намеки губернаторы сами будут проситься в отставку.
Новые главы почти повсеместно обязаны своим постом президентской администрации и Кремль может на них в какой-то степени рассчитывать. По крайней мере, явного и массового регионального бунта, какой имел место в 1999 году, когда региональные лидеры двигали собственный политический проект «Отечество-Вся Россия», Кремлю опасаться не придется.
Впрочем, само усложнение политической системы (пусть даже в основном номинальное) - факт позитивный. Он показывает, что власти способны хоть как-то реагировать на меняющуюся реальность. Выборность губернаторов поможет в некоторой степени летимизировать региональные власти через процедуру выборов. А там уже и до «нормальной» демократии дело может дойти.