будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет цензура компьютерная безопасность
Июль 12, 2025
Страна
Медведев Вячеслав

Соблюсти несоблюдаемое-2

Соблюсти несоблюдаемое-2
zashita-detey-12
Фото: jeelinvicult.com

Результаты действия закона, призванного защищать детей от вредной информации, уже ощутили все. Он был разработан достаточно давно, но его внедрение было отложено на долгий срок — с тем, чтобы все причастные могли подготовить все необходимое для его реализации. Это один из немногих законов, подвергшийся существенной редакции еще до вступления в силу — редакции, не ухудшившей содержимое закона. Его внедрение не вызвало возмущения общественности, хотя тем, кто попал под его действие, пришлось крепко задуматься о том, как его можно выполнить — и можно ли выполнить его вообще.

Итак, внимание — Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон от 29 декабря 2010 года, опубликован 31 декабря 2010 года,, вступить в силу должен был через полтора года — 1 сентября 2012 года.

Вновь закон засветился в составе 139-ФЗ — знаменитом законе о черных списках. Вопреки распространенному мнению, 139-ФЗ не является самостоятельным законом — он только внес изменения в различные законодательные акты, в том числе поправлен был и 436-ФЗ.

Как ни странно, сам закон не вызвал широкого возмущения — гораздо больше внимания привлек и продолжает привлекать № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с его знаменитыми черными списками Роскомнадзора.

А между тем это совершенно несправедливо. На фоне многих и многих законодательных актов 149-ФЗ отличается редкой продуманностью. Его недостаток — в невозможности нормальной на данный момент технической реализации и (самое главное) в отсутствии поддержки общества идее ответственности за публикуемый и выкладываемый в Сети контент.

С 436-ФЗ все совершенно иначе. Закон невыполним в принципе — но на это не обращают внимания.

В соответствии с названием закон регулирует только и исключительно порядок ограничения доступа к информации несовершеннолетним. Согласно закону, к запрещенной для распространения среди детей относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

  4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

  5. оправдывающая противоправное поведение;

  6. содержащая нецензурную брань;

  7. содержащая информацию порнографического характера. Согласно закону под порнографией понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения…, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.

В принципе, список вполне логичный, придраться можно разве к тому, что определения семейных ценностей и противоправного поведения различаются для различных групп населения (вспоминаем недавнюю дискуссию на форуме в Дубае, где самое сильное противостояние возникло как раз по поводу возможности для каждой страны формировать свой список допустимого).

Интересно, что пункты 1–5 недопустимы на радио и телевидении с 4 до 23 часов — за исключением платных каналов. А с 7 и до 21 часа недопустимы бранные слова и материалы, эксплуатирующие интерес к сексу.

Дополнительно закон вводит ограничения на доступ к различным видам информации в зависимости от возраста. В этот список входит информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. Понятие данного типа информации уточняется в статье 2;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Этот список — более интересный.

Под первые два пункта еще нужно попасть, а вот пункт 4 сейчас наличествует практически во всех телепередачах.

Закон вводит четыре возрастных категории: до шести лет, от шести и выше, от двенадцати и выше и от шестнадцати и выше.

До шести лет детям может быть доступна информация:

  • не причиняющая вреда здоровью и (или) развитию детей;

  • содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Необходимо отметить фразу «содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом». Применительно к Интернету это может означать запрет на различные баннеры и всплывающие окна при условии, что содержащаяся в них информация не соответствует содержанию страниц, на которых они показываются.

От шести лет могут быть доступны (опять же в рамках сюжетов):

  1. кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

  2. ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

  3. не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Согласно определениям закона ненатуралистическим является изображение или описание в любой форме без фиксации внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. В связи с этим пункты 1 и 2 практически исключают возможность просмотра новостей — их содержимое, как правило, к ненатуралистическому не отнесешь.

В категориях 12+ становятся доступны (и тоже в рамках сюжетов):

  1. эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

  2. изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

  3. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

В данной категории все еще сохраняется требования наличия сострадания к любой жертве, осуждения использования алкоголя и табака и запрет на показ действий сексуального характера, что опять же сложно совместимо с просмотром различных телепередач, сериалов и фильмов.

Также в законе отмечено, что в присутствии родителей или иных законных представителей детей информация, доступная с 12 лет, может быть доступна и детям более младшего возраста.

Каким образом разделять информацию для детей, просматривающих передачи с родителями и без, в законе не описано.

Наконец, с 16 лет становятся доступны:

  1. изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

  2. изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

  3. информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

  4. отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

  5. не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Все описанное выше прямо применимо к сети Интернет, так как к информации, согласно закону, относится все, что может распространяться через Интернет — тексты, фильмы, музыка, программы и т. д.

Стоит только добавить, что закон не ограничивает доступ данной категории лиц к информации научного типа, рекламе (вот уж что наносит вред детям и кошелькам родителей!), информации, «имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества».

Как определяется принадлежность информации к той или иной категории? Согласно закону классификация осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно с учетом (в том числе) особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории и вероятность причинения информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Кто попадает под требования закона?

Вся информация должна маркироваться специальным знаком (изображением или текстовым предупреждением). В Интернете знак должен размещаться в «программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции», афишах и объявлениях о проведении мероприятия (включая кино/видеопоказы), а также документах, предоставляющих право посещения мероприятия.

Но из любого правила есть исключения. Без соответствующего знака информация может распространяться с помощью учебников и пособий, через радио, на различных мероприятиях, с помощью «периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера». Последний пункт достаточно интересен —

получается, что в серьезных изданиях вполне можно размещать, скажем, призывы к терроризму и насилию — с демонстрацией натуралистических изображений.

Заметим, что как всегда все причастные к закону разбились на группы прочитавших и тех, кто его не прочитал, но слышал о нем. Так, в рекламе по радио сразу стала звучать информация о минимальном возрасте, что, как указано выше, законом не требуется. С другой стороны, знак доступности информации появился на всей печатной продукции — даже той, где ничего порнографического в принципе быть не могло. Так, на журнале о сетевых решениях теперь значится 16+. Всем известно, что системные администраторы и программисты занимаются редкостными извращениями, но кто бы мог подумать, что в своих журналах они наносят вред несовершеннолетним?

Также знаки не размещаются – внимание! – на:

  • информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;

  • комментариях и (или) сообщениях, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.

Таким образом, в сети Интернет знаки могут размещаться только на сайтах, зарегистрировавшихся как сетевые издания. Все остальные интернет-ресурсы, то есть блоги, личные страницы, корпоративные и сайты интернет-магазинов могут распространять что угодно без какой либо маркировки.

Кто должен исполнять закон?

По сути под закон попадают все, кто тем или иным способом может предоставить доступ к информации несовершеннолетним. Больницы, школы, госучреждения, компании, имеющие беспроводные сети, компании, на территории которых могут просто оказаться дети. В конце концов, просто пользователи, имеющие мобильник с открытым Wi-Fi. Имеет смысл процитировать закон:

«Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

«Сайт в … сети "Интернет", не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции.... Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона».

«В информационной продукции для детей… не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Дополнительно переведем на русский отдельные положения:

  • провайдеры не ограничивают доступ (представить провайдера, работающего без договора, достаточно сложно);

  • ограничения накладываются компанией или лицом, организующими или контролирующими доступ несовершеннолетним к Интернету;

  • сайты (за исключением зарегистрировавшихся в качестве СМИ) могут (но не обязаны) информировать о возрастных ограничениях.

Где и каким образом ограничивается доступ?

Доступ к запрещенной информации ограничивается в местах, доступных для детей. Точнее, в общественных местах, доступ ребенка в которые не запрещен. Ограничение доступа осуществляется использованием административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств. Сразу нужно отметить, что предполагается использование только программно-аппаратных средств — чисто программные средства не допускаются. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам устанавливаются, согласно закону, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который в законе прямо не определен.

Кто решает?

Эксперты, аккредитованные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций является открытым и доступным для ознакомления любым физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами. В сети Интернет размещаются сведения из реестра, включая данные об информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять эксперт, а также все его контактные данные.

В качестве экспертов могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. При этом не являющиеся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.

Срок проведения экспертизы не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.

Экспертное заключение должно содержать в том числе:

2) сведения об экспертной организации и эксперте;

3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;

5) содержание и результаты исследований с указанием методик;

6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы.

Информация о проведенной экспертизе и ее результатах размещается в Интернете в течение двух рабочих дней, а в срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение о несоответствии информационной продукции требованиям закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения.

Кто проконтролирует?

Сам закон должен исполняться в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Общественные организации и частные лица могут также контролировать деятельность по ограничению доступа детей к информации — в том числе в судебном порядке. Любое заинтересованное лицо может оспорить решение в суде.

Когда закон вступает в силу?

Все требования закона должны выполняться с 1 сентября 2012 года

Как выполнить требования закона?

Закон не имеет подзаконных актов, и процедура его выполнения неясна. В законе не идет речь об ограничении доступа к сайтам по списку. Ограничения должны быть по типам информации — при этом большая часть сети Интернет выведена из-под ограничений закона. Но вопрос, как ограничивать доступ, достаточно интересен, так как сделать это автоматически, фильтруя информацию налету (определяя соответствие закону по формальным признакам) и одновременно определяя возраст лица, получающего информацию, и родственные отношения сидящих с ним рядом — нереально.

Можно ли выполнить требования закона компаниям, предоставляющим доступ к Интернету? Весьма сложно, поскольку, согласно закону защита может осуществляться только (внимание!) программно-аппаратными средствами.

  По непостижимым причинам, только программные средства по мнению составителей закона для этого негодятся. Из-за, чего вся линейка, например, продуктов компании «Доктор Веб», за исключением одного, сразу же выбывает из игры. Нашим клиентам остается только Dr.Web Office Shied, поскольку является программно-аппаратным продуктом.

Все это, если смотреть в общем создает серьезные сложности и компаниям, раздающим интернет и тем, кто честно пытается следовать букве закона.

Закон вступил в силу в начале осени, но большинство компаний так и не задумались, что они вполне могут стать пострадавшими. А между тем первый звонок уже прозвенел. 14 декабря 2012 года Роскомнадзор объявил  о завершении профилактического этапа осуществления контроля и надзора за исполнением 436-ФЗ и переходе к мероприятиям по предупреждению и пресечению нарушений.

Отметим, что согласно заявлению Роскомнадзора за профилактический период было направлено 5447 предупреждающих писем с разъяснением требований законодательства. Это значительно больше количества ресурсов, внесенных в знаменитый черный список — отметим это. На данный момент внимание Роскомнадзора направлено на СМИ, но закон не ограничивает сферу своего воздействия средствами массовой информации. У нас — не США, но и в нашей стране люди научились подавать жалобы на мнимые нарушения своих прав. Какая компания гарантированно защищена от жалоб недовольных? Очевидно, такой нет.

 

Медведев Вячеслав
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).