Результаты действия закона, призванного защищать детей от вредной информации, уже ощутили все. Он был разработан достаточно давно, но его внедрение было отложено на долгий срок — с тем, чтобы все причастные могли подготовить все необходимое для его реализации. Это один из немногих законов, подвергшийся существенной редакции еще до вступления в силу — редакции, не ухудшившей содержимое закона. Его внедрение не вызвало возмущения общественности, хотя тем, кто попал под его действие, пришлось крепко задуматься о том, как его можно выполнить — и можно ли выполнить его вообще.
Итак, внимание — Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон от 29 декабря 2010 года, опубликован 31 декабря 2010 года,, вступить в силу должен был через полтора года — 1 сентября 2012 года.
Вновь закон засветился в составе 139-ФЗ — знаменитом законе о черных списках. Вопреки распространенному мнению, 139-ФЗ не является самостоятельным законом — он только внес изменения в различные законодательные акты, в том числе поправлен был и 436-ФЗ.
Как ни странно, сам закон не вызвал широкого возмущения — гораздо больше внимания привлек и продолжает привлекать № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с его знаменитыми черными списками Роскомнадзора.
А между тем это совершенно несправедливо. На фоне многих и многих законодательных актов 149-ФЗ отличается редкой продуманностью. Его недостаток — в невозможности нормальной на данный момент технической реализации и (самое главное) в отсутствии поддержки общества идее ответственности за публикуемый и выкладываемый в Сети контент.
С 436-ФЗ все совершенно иначе. Закон невыполним в принципе — но на это не обращают внимания.
В соответствии с названием закон регулирует только и исключительно порядок ограничения доступа к информации несовершеннолетним. Согласно закону, к запрещенной для распространения среди детей относится информация:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывающая противоправное поведение;
содержащая нецензурную брань;
содержащая информацию порнографического характера. Согласно закону под порнографией понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображений или описания половых органов человека и (или) полового сношения…, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
В принципе, список вполне логичный, придраться можно разве к тому, что определения семейных ценностей и противоправного поведения различаются для различных групп населения (вспоминаем недавнюю дискуссию на форуме в Дубае, где самое сильное противостояние возникло как раз по поводу возможности для каждой страны формировать свой список допустимого).
Интересно, что пункты 1–5 недопустимы на радио и телевидении с 4 до 23 часов — за исключением платных каналов. А с 7 и до 21 часа недопустимы бранные слова и материалы, эксплуатирующие интерес к сексу.
Дополнительно закон вводит ограничения на доступ к различным видам информации в зависимости от возраста. В этот список входит информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. Понятие данного типа информации уточняется в статье 2;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Этот список — более интересный.
Закон вводит четыре возрастных категории: до шести лет, от шести и выше, от двенадцати и выше и от шестнадцати и выше.
До шести лет детям может быть доступна информация:
не причиняющая вреда здоровью и (или) развитию детей;
содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Необходимо отметить фразу «содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом». Применительно к Интернету это может означать запрет на различные баннеры и всплывающие окна при условии, что содержащаяся в них информация не соответствует содержанию страниц, на которых они показываются.
От шести лет могут быть доступны (опять же в рамках сюжетов):
кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Согласно определениям закона ненатуралистическим является изображение или описание в любой форме без фиксации внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах. В связи с этим пункты 1 и 2 практически исключают возможность просмотра новостей — их содержимое, как правило, к ненатуралистическому не отнесешь.
В категориях 12+ становятся доступны (и тоже в рамках сюжетов):
эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
В данной категории все еще сохраняется требования наличия сострадания к любой жертве, осуждения использования алкоголя и табака и запрет на показ действий сексуального характера, что опять же сложно совместимо с просмотром различных телепередач, сериалов и фильмов.
Также в законе отмечено, что в присутствии родителей или иных законных представителей детей информация, доступная с 12 лет, может быть доступна и детям более младшего возраста.
Наконец, с 16 лет становятся доступны:
изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Стоит только добавить, что закон не ограничивает доступ данной категории лиц к информации научного типа, рекламе (вот уж что наносит вред детям и кошелькам родителей!), информации, «имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества».
Как определяется принадлежность информации к той или иной категории? Согласно закону классификация осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно с учетом (в том числе) особенности восприятия информации детьми определенной возрастной категории и вероятность причинения информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Кто попадает под требования закона?
Вся информация должна маркироваться специальным знаком (изображением или текстовым предупреждением). В Интернете знак должен размещаться в «программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции», афишах и объявлениях о проведении мероприятия (включая кино/видеопоказы), а также документах, предоставляющих право посещения мероприятия.
Но из любого правила есть исключения. Без соответствующего знака информация может распространяться с помощью учебников и пособий, через радио, на различных мероприятиях, с помощью «периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера». Последний пункт достаточно интересен —
Заметим, что как всегда все причастные к закону разбились на группы прочитавших и тех, кто его не прочитал, но слышал о нем. Так, в рекламе по радио сразу стала звучать информация о минимальном возрасте, что, как указано выше, законом не требуется. С другой стороны, знак доступности информации появился на всей печатной продукции — даже той, где ничего порнографического в принципе быть не могло. Так, на журнале о сетевых решениях теперь значится 16+. Всем известно, что системные администраторы и программисты занимаются редкостными извращениями, но кто бы мог подумать, что в своих журналах они наносят вред несовершеннолетним?
Также знаки не размещаются – внимание! – на:
информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;
комментариях и (или) сообщениях, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания.
Таким образом, в сети Интернет знаки могут размещаться только на сайтах, зарегистрировавшихся как сетевые издания. Все остальные интернет-ресурсы, то есть блоги, личные страницы, корпоративные и сайты интернет-магазинов могут распространять что угодно без какой либо маркировки.
Кто должен исполнять закон?
По сути под закон попадают все, кто тем или иным способом может предоставить доступ к информации несовершеннолетним. Больницы, школы, госучреждения, компании, имеющие беспроводные сети, компании, на территории которых могут просто оказаться дети. В конце концов, просто пользователи, имеющие мобильник с открытым Wi-Fi. Имеет смысл процитировать закон:
«Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
«Сайт в … сети "Интернет", не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции.... Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона».
«В информационной продукции для детей… не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
Дополнительно переведем на русский отдельные положения:
провайдеры не ограничивают доступ (представить провайдера, работающего без договора, достаточно сложно);
ограничения накладываются компанией или лицом, организующими или контролирующими доступ несовершеннолетним к Интернету;
сайты (за исключением зарегистрировавшихся в качестве СМИ) могут (но не обязаны) информировать о возрастных ограничениях.
Где и каким образом ограничивается доступ?
Доступ к запрещенной информации ограничивается в местах, доступных для детей. Точнее, в общественных местах, доступ ребенка в которые не запрещен. Ограничение доступа осуществляется использованием административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств. Сразу нужно отметить, что предполагается использование только программно-аппаратных средств — чисто программные средства не допускаются. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам устанавливаются, согласно закону, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который в законе прямо не определен.
Кто решает?
Эксперты, аккредитованные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций является открытым и доступным для ознакомления любым физическим и юридическим лицам, за исключением случаев, если доступ к таким сведениям ограничен в соответствии с федеральными законами. В сети Интернет размещаются сведения из реестра, включая данные об информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять эксперт, а также все его контактные данные.
В качестве экспертов могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии. При этом не являющиеся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями.
Срок проведения экспертизы не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении.
Экспертное заключение должно содержать в том числе:
2) сведения об экспертной организации и эксперте;
3) вопросы, поставленные перед экспертом, экспертами;
5) содержание и результаты исследований с указанием методик;
6) мотивированные ответы на поставленные перед экспертом, экспертами вопросы.
Информация о проведенной экспертизе и ее результатах размещается в Интернете в течение двух рабочих дней, а в срок не позднее чем пятнадцать дней со дня получения экспертного заключения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, принимает решение о несоответствии информационной продукции требованиям закона и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения.
Кто проконтролирует?
Сам закон должен исполняться в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Общественные организации и частные лица могут также контролировать деятельность по ограничению доступа детей к информации — в том числе в судебном порядке. Любое заинтересованное лицо может оспорить решение в суде.
Когда закон вступает в силу?
Все требования закона должны выполняться с 1 сентября 2012 года
Как выполнить требования закона?
Закон не имеет подзаконных актов, и процедура его выполнения неясна. В законе не идет речь об ограничении доступа к сайтам по списку. Ограничения должны быть по типам информации — при этом большая часть сети Интернет выведена из-под ограничений закона. Но вопрос, как ограничивать доступ, достаточно интересен, так как сделать это автоматически, фильтруя информацию налету (определяя соответствие закону по формальным признакам) и одновременно определяя возраст лица, получающего информацию, и родственные отношения сидящих с ним рядом — нереально.
По непостижимым причинам, только программные средства по мнению составителей закона для этого негодятся. Из-за, чего вся линейка, например, продуктов компании «Доктор Веб», за исключением одного, сразу же выбывает из игры. Нашим клиентам остается только Dr.Web Office Shied, поскольку является программно-аппаратным продуктом.
Все это, если смотреть в общем создает серьезные сложности и компаниям, раздающим интернет и тем, кто честно пытается следовать букве закона.
Закон вступил в силу в начале осени, но большинство компаний так и не задумались, что они вполне могут стать пострадавшими. А между тем первый звонок уже прозвенел. 14 декабря 2012 года Роскомнадзор объявил о завершении профилактического этапа осуществления контроля и надзора за исполнением 436-ФЗ и переходе к мероприятиям по предупреждению и пресечению нарушений.
Отметим, что согласно заявлению Роскомнадзора за профилактический период было направлено 5447 предупреждающих писем с разъяснением требований законодательства. Это значительно больше количества ресурсов, внесенных в знаменитый черный список — отметим это. На данный момент внимание Роскомнадзора направлено на СМИ, но закон не ограничивает сферу своего воздействия средствами массовой информации. У нас — не США, но и в нашей стране люди научились подавать жалобы на мнимые нарушения своих прав. Какая компания гарантированно защищена от жалоб недовольных? Очевидно, такой нет.