будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Кремль
Июль 4, 2025
Страна

Собственность Кремля

Собственность Кремля
finance-control-03
Фото: eduspiral.com

Работа по проверке деятельности госкомпаний, которую инициировал глава «Роснефти» Игорь Сечин еще будучи вице-премьером при премьере Путине, ведется и ведется буднично: в плановом и довольно скучном режиме. Ежемесячно госкомпании предоставляют данные о своей деятельности, как пишут «Ведомости». В налоговую службу и Росфинмониторинг, а там их проверяют на предмет связи компаний-контрагентов (поставщиков или покупателей чего-либо) с менеджерами госкомпаний, а также на иные нарушения. Там данные как-то проверяют и отсылают отчет в Кремль. Вроде бы правильно: негоже менеджерам госкомпаний заботиться о своем кошельке, а не о компании и, в конечном счете, интересах государства, которое их туда и поставило.

Однако, как почти всегда, имеется ряд нюансов. Первый: документы передаются неофициально и в довольно непривычном для документооборота официальных органов виде — на DVD и CD-дисках. Второй: там, где у государства имеется контрольный пакет (а в наших суверенных условиях хватило бы, вероятно, и меньшего), оно как акционер способно получать доступ ко всей информации. То есть дополнительный контроль, да еще в таком виде кажется излишним конструктом.

Крупные компании вообще обычно сами заказывают независимый аудит своей деятельности ежегодно (если они ОАО — просто по закону обязаны, и тем более если их акции торгуются на бирже — они еще и заинтересованы в этом), кроме того существуют и проверки крупных и не очень госкомпаний Счетной палатой. А еще проверки могут проводить и иные органы — та же ФНС с Росфинмониторингом, прокуратура и иные уполномоченные на то различными законами органы, вплоть до ФСБ.

Государство, скажем, в компании «Роснефть», согласно уставу компании, вправе требовать отчета, оно же — в лице общего собрания акционеров контролируемых компаний — назначает аудитора, вправе требовать проверки ревизионной комиссии, утверждает годовые отчеты, может потребовать как владелец более 10 процентов акций проведения внеочередного собрания акционеров. У государства есть совет директоров, где его представителей большинство, который контролирует непосредственную деятельность компании от утверждения стратегии и назначения членов правления до управления и контроля над рисками и социальных программ. В общем функционал и без всяких «дисков» велик — зачем новые механизмы контроля?

Игорь Сечин. Фото: apec2012.ru

В конце 2011 года подобная проверка была по инициативе Игоря Сечина впервые проведена в компаниях энергетического сектора, с десяток госменеджеров лишились своих постов, о чем под новый, 2012-й год вице-премьер и доложил главе правительства.

В том, что подобные доклады теперь стекаются в Кремль, также видится инициатива Сечина, который после возвращения Путина в Кремль покинул правительство, но вскоре возглавил не только «Роснефть», но еще и стал ответственным секретарем президентской комиссии по развитию ТЭКа. Третьим пунктом в функциях комиссии значилось «обеспечение эффективности и прозрачности деятельности организаций топливно-энергетического комплекса с государственным участием». Вот в соответствии с указом и требуют себе информацию.

 Тут, конечно, имеется извечное желание любого бюрократа забрать себе побольше контрольных функций (в случае Сечина, как минимум, оставить под контролем АП энергетику, не делясь важными функциями с правительством). Но не только. Здесь еще и фиксация, что действующие механизмы контроля считает не вполне удовлетворительными, а всем способам работы предпочитает ручное управление. Плюс, разумеется, опасение (отсюда «неофициальные» диски) утечек информации иным заинтересованным лицам и последующего торпедирования «единственно верных решений» иными агентами государства и лоббистами. Так чтобы единый центр управления, вертикаль и карающая длань проверки над «потенциальными жуликами».

Ну и наконец признание, что выстроить иную систему и назначить «неворующих» менеджеров в госкомпании как-то не совсем получается. Надо сказать, что часто не получается не только у государства, но у частников, в том числе зарубежных частников. Пример — шумное «дело Enron», когда менеджмент вступил в сговор с аудиторами и привел компанию к закономерному краху, скрывая долги и максимизируя прибыли. Менеджеры были заинтересованы в «рисованной отчетности», ибо от них до поры росла капитализация и их бонусы.

Проблема в общем виде следующая: насколько вообще может собственник (в нашем  случае государство в лице Кремля) контролировать менеджера. Специалисты по корпоративному управлению вообще-то утверждают, что информационного паритета между собственником и наемным менеджером достичь невозможно: менеджер почти всегда будет знать больше о работе компании и всегда будет мотивирован на достижение собственных (прежде других) целей. Он предпочтет менее рискованный для собственных доходов и карьеры вариант развития в любом случае. Более того: затраты на получение полной информации в ряде случаев получаются выше, чем полученный эффект. Исключением является ситуация, когда собственник сам осуществляет оперативное управление компанией. То есть «сам себе менеджер».

Так что борьба Кремля за полный контроль над госкомпаниями (по крайней мере, в части аффилированных с менеджментом структур) в чем-то напоминает борьбу с ветряными мельницами. Правда, упорное нежелание ряда высших бюрократов отказываться от контроля на нефтянкой и прочей энерегтикой в пользу частного сектора — хорошо оно, плохо или закономерно — не оставляет, кажется, другого пути. Рекомендуют же собственникам некоторые специалисты по корпоративному управлению проводить свой аудит, в дополнение к корпоративному, вот примерно его Кремль и проводит. Так что придется постоянно таскать DVD-диски.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).