Предвыборная пора в столице в разгаре. На улицах стоят кубы Алексея Навального, сам он активничает в блогах и дружественных ему медиа. Агитаторы за Николая Левичева раздают газеты кандидата. Коммунисты устраивают велопробег в поддержку Ивана Мельников, сам он развил довольно большую активность в «Твиттере» и «Фейсбуке», проводит встречи с избирателями и дает пресс-конференции.
Даже кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев как-то пытается участвовать в процессе: помимо публикации предвыборной программы, он еще и внес законопроект в Госдуму о запрете для Сбербанка снимать процент с коммунальных платежей, собирает пресс-конференцию. Активность, конечно, невелика, но все же отметим старание.
На этом фоне о специальной активности Сергея Собянина и не скажешь ничего толком. То есть он тоже проявляет активность — проводит совещания, выступает с заявлениями, вносит инициативы. Только за вторник — новая программа по озеленению, наблюдение за выборами онлайн, новые пункта проката велосипедов и еще несколько инициатив на заседании столичного правительства. Но это все он делает практически в обычном рабочем режиме, а не в режиме предвыборной кампании. Виден мэр Собянин, а не кандидат Собянина.
Он активно присутствует в государственных и городских СМИ, но все это тоже как-то обыденно. Появились было сборщики подписей за него, но потом куда-то испарились и с тех пор от Собянина агитационной на городских улицах практически не видно.
В остальном же можно даже позволить себе радикальную интерпретацию: Сергей Собянин агитационную кампанию практически не ведет. Нет массовых акций, действующий мэр не улыбается с каждого столба. Артисты и певцы не славят действующего мэра на своих выступлениях. В интернете кампания незаметна: открыли предвыборный сайт, но поди найди его на просторах Сети. И надо думать, что и открытие-то сайта было не в рамках какой-то продуманной кампании по работе с сетевым сообществом, а просто данью традиции — есть кандидат, у него должен быть сайт. И даже судя по официальному предвыборному сайту, предвыборной активностью кандидат не блещет.
Кампания кампании рознь, но, скажем, у ближайшего соседа-губернатора Андрея Воробьева кампания и началась сильно раньше собянинской и, насколько можно судить, идет куда более активно. Воробьев посещает едва ли не каждый город в регионе, решает проблемы населения и активно показывает это все на федеральных каналах. Тина Канделаки с Маргаритой Симоньян с ним даже целую передачу сделали: ну натурально человек активно ведет кампанию, раскручивая свою фигуру (видимо, не слишком известную жителям региона). У него есть опора и на партийный ресурс — он от ЕР выдвигался, а вот Собянин пошел на выборы самовыдвиженцем.
С сайта Сергея Собянина: «Справедливо усложнив себе задачу, Сергей Собянин стал единственным самовыдвиженцем, зарегистрированным в качестве кандидата на предстоящих 8 сентября выборах». «Справедливо усложнив себе задачу» - зачем? Понятно, конечно, что так его меньше будут ассоциировать с «Единой Россией», в чем можно увидеть риски для действующего мэра. Понятно и то, что согласно открытым опросам, популярность мэра довольно велика, а узнаваемость еще выше и у него разные задачи с Воробьевым. Но зачем отказываться от кампании и самостоятельно «справедливо усложнять задачу», развязывая руки конкурентам?
Скорее всего потому, что Собянин понимает: на выборах мэра с этим набором кандидатов даже второй тур практически исключен. ВЦИОМ, кстати, именно такие данные пока и дает. Собянину социологическая служба на данный момент дают электоральный рейтинг в 54 процента. Ближайшему к нему Алексею Навальному — всего 9. Навальный, правда, ранее заявлял о росте с 8 процентов до 14 всего за неделю.
У «Левада-центра» неделю назад было более подробное исследование и там цифры интереснее. У Собянина очень высокий рейтинг среди определившихся с выбором — 78 процентов за него и тут он демонстрирует рост по сравнению с июнем, когда у него было в этой категории всего 67 процентов.
Среди собирающихся голосовать доля его поддержки пониже — 53 процента и тут его рейтинг слегка проседает (возможно за счет определившихся). Собянин при этом в принципе москвичам нравится. Впечатление от его деятельности как «хорошее» и «очень хорошее» описали 27 и 6 процентов соответственно, еще 40 воспринимают деятельность «средне». В целом его рейтинг в этом плане никак не отличается популярности деятельности Владимира Путина в Москве.
Почему же тогда нет предвыборной активности? Ну может потому, что Собянин не видит в ней никакой объективной надобности - рейтинги высоки, рядом никого из конкурентов нет, а те, что есть, на реальных конкурентов не очень-то и похожи. Навальный? А что Навальный? Даже с рейтингом 14 процентов он на второй тур не претендует, а согласно данным «Левада-центра», о его выдвижении знает пока всего 32 процента москвичей.
Или другое соображение: излишняя активность сегодня может играть только в минус Собянину. Не делать никаких ошибок, просто не подставляться — чем не метод для достижения цели?