В воскресенье вечером столичная мэрия признала: с вводом МЦД что-то пошло не так. Сначала в социальных сетях Сергея Собянина, а затем и на официальном сайте правительства Москвы появилось объявление о том, что в ближайшие две недели все электрички по четырем направлениям работы МЦД будут работать бесплатно — это, как минимум, следствие коллапса с продажей билетов. Также решено увеличить число вагонов в электричек.
Пресс-служба ЦППК уточнила, что до сегодняшнего дня по Второму Рижско-Курскому диаметру в часы пик ходили 22 шестивагонных поезда «Иволга». Вместо них с понедельника поедут 20 11-вагонных «Иволг», «серый» ЭП2Д и два 10-вагонных поезда «Ласточка». Таким образом число мест в поездах вырастет почти на 50% по сравнению с периодом «до запуска МЦК».
Единственные поезда на четырех направлениях, где в ближайшие две недели сохранится проверка билетов — это экспрессы, там будут ходить контроллеры. При этом всем пассажирам электричек придется платить за проезд в метро и МЦК — если бы билетная система работала нормально, то билет на МЦД давал бы право бесплатного прохода в метро.
Интересно, что бесплатный проезд организован за счет ЦППК — то есть частного перевозчика. Значит ли это, что мэрия таким образом перекладывает ответственность за проблемы первых дней работы МЦД на перевозчика — пока непонятно.
В любом случае эта тема крайне болезненная для московского правительства и лично Сергея Собянина.
Дело в том, что сегодня МЦД — это, фактически, перенастройка расписания, закупка новых составов и обновленное билетное меню. Не очень сложный проект, который, однако, продвигался так, будто это радикальная реформа всего московского транспорта, которая изменит жизнь москвичей и жителей ближайших пригородов. Стройкомплекс Москвы даже начал хвастаться тем, что обогнал Лондон в создании городской электричке, хотя в британской столице роют тоннели под центром города и запускают поезда, которые будут развивать скорость до 100 км/ч, что не в пример сложнее и дороже, чем строительство нескольких десятков км дополнительных путей в Москве.
Провал при запуске даже такого относительного легкого проекта ставит под сомнение репутацию Сергея Собянина как менеджера, который способен реализовывать мегапроекты, такие как реновация. Даже перекрытие движения по белорусскому направлению железной дороги в день открытия МЦД из-за того, что на поезде от Белорусского вокзала до Филей решил прокатиться Владимир Путин москвичи уже ставят в вину Сергею Собянину — хотя транспортники, очевидно, лишь исполняли распоряжения Федеральной службы безопасности.
Дело, естественно, не в том, что Сергей Собянин должен лично контролировать работу турникетов и билетных касс, высчитывать необходимое число составов на линии и выполнять работу по информированию пассажиров. Дело в том, что мэр Москвы, который просто по должности имеет статус одного из вероятных преемников Владимира Путина на посту главы государства, должен был настроить работу таким образом, чтобы такого не произошло. Теперь остается следить за тем, как он будет выпутываться из ситуации.