Главная российская беда, как известно, — дураки, которые строят дороги. Но в XXI веке технологии продвинулись так далеко, что в общем не так важно кто строит дорогу: даже самый коррумпированный дурак при должном финансировании худо-бедно построит дорогу. Да, на следующий день на дороге появятся рытвины, да, через 2 года она развалится — но все-таки само ее наличие отрицать будет сложно.
В XXI веке, особенно в таких огромных мегаполисах как Москва, возникает новая проблема: управляющие дорогами. К сожалению, здесь не применим старый добрый анархический принцип отказа от государства: пробки останутся, даже если завтра в Москве исчезнут милиционеры и светофоры, министры и религиозные лидеры. Да и если не отказываться от государства, а представить, что в правительстве города сидят благодетельные чиновники, которые заботятся о мире, порядке, и добром управлении, но занимаются только тем, что строят современные, хорошие дороги: пробки не исчезнут. Слишком много в Москве машин. Автомобиль сегодня стоит не очень дорого, кредиты банки дают под невысокий процент. Если человек не хотел покупать машину из-за пробок, которые делают ее бесполезной, то вместе со строительством новых дорог все больше людей будут решаться на покупку автомобилей. Строительство дорог вызывает еще большие пробки. Решение — увеличение стоимости владения автомобилем. Высокая цена за парковку, большие акцизы на бензин, высокий транспортный налог, платный въезд в центр, способов много, а самый лучший из них нужно выработать в процессе долгих, мучительных споров. Это происходит во всех мегаполисах мира, об этом на каждой своей лекции в «Полит.ру» говорит один из лучших отечественных транспортных специалистов Михаил Блинкин.
Но правительство Москвы ищет легких путей. Сегодня в «Российской газете» вышло интервью вице-мэра по развитию транспорта и дорожному строительству Николая Лямова. Начать можно с того, что этот человек, который был заместителем федерального министра транспорта и курировал вопросы безопасности, не понимает что такое ГЛОНАСС. Говоря об снятии валидаторов в общественном транпорте, чиновник заявил, что уже «в 2011 году весь городской транспорт должен быть оснащен системой ГЛОНАСС, что позволит вести учет пассажиров и без турникетов». Каким образом система, которая призвана осуществлять спутниковое позиционирование, сможет сосчитать людей в автобусе — решительно непонятно. Разве что уважаемому вице-мэру придется на всех москвичей одеть ошейники, как это любит делать с тигрицами федеральный премьер-министр Путин. Москвичи — народ привередливый, некоторые могут и отказаться.
Николай Лямов в интервью решил не ограничиваться рассуждениями о системе спутникового позиционирования. Вице-мэр предложил ограничить количество такси в городе. По его данным, в Москве сейчас работают 34 тысячи такси, из них только 4 тысячи работают по закону. «Остальные — ребята, которые спрашивают, как проехать на эту улицу», — сказал мэр о тех, кого москвичи прозвали «джихад-такси». В этих машинах и правда ездить небезопасно, в первую очередь потому, что они используют изделия отечественного автопрома.
Как будет бороться с этим явлением нормальный человек? Он по максимуму облегчит жизнь легальным таксопаркам, создаст полосы общественного транспорта, по которым смогут кататься и таксомоторы. Таким образом у горожан будет выбор: безопасное, удобное, недорогое, быстрое такси, или не пойми что. Можно увеличить стоимость входа на рынок — например, запретив ездить машинам не удовлетворяющим экологическому стандарту евро-2, такие автомобили стоят заметно дороже. Можно перестать продавать 92-й бензин, он стоит на 10-15% дешевле 95-го. Это будет сложно — ведь этим бензином заправляются и обычные автолюбители, зато из дополнительных плюсов — чистый воздух.
Как с «джихад-такси» будет бороться ненормальный человек нормальный чиновник? Правильно, он попытается все контролировать. «Я считаю, что Москва должна иметь квоту на такси. — говорит Николай Лямов, — Скажем, образовалось сейчас стихийно 34 тысячи машин для извоза — пусть будет 34 тысячи. Но 34001-е уже появиться не может». Ситуация для госслужащего и правда приятная: вместо того, чтобы дать людям свободу, он ее ограничивает. К чему приводит ограничение конкуренции, все прекрасно знают. Во-первых, «джихад-такси» никуда не исчезнут, они же и сейчас запрещены. Во-вторых, ослабнет конкуренция среди автопарков, обслуживание станет хуже, а цена — выше. И это несмотря на то, что такси занимают не последнее место в способах предотвращения транспортного коллапса: горожане, которые из каких-либо соображений не могут пользоваться общественным транспортом, должны иметь хорошую альтернативу личному авто в виде хорошего и недорогого такси.
Борис Ельцин, уходя в отставку, попросил у россиян прощения. Он извинялся за то, что за десятилетие его президентства не удалось воплотить в жизнь те мечты, что были у нации в начале: «То, что нам казалось просто, — оказалось мучительно тяжело». «Я сам в это верил: казалось, одним рывком — и все одолеем», — сказал президент в своем телеобращении 31 декабря 1999 года. Проблема в том, что Сергей Собянин, покидая однажды кабинет в доме №13 по Тверской улице, возможно будет вынужден повторять слова Ельцина (который, к слову, два года был руководителем Москвы): слишком уж просто мэр хочет решить сложные проблемы.