По официальным данным, на выборах в Сочи Немцов потерпел практически сокрушительное поражение. Шутка ли: при высокой для муниципальных выборах явке в 43% действующий и.о. мэра получил аж 76%, а ближайший кандидат от оппозиции лишь 13%. Отрыв более, чем в 5 раз.
Конечно, штабы кандидатов от оппозиции, а конкретно демократа Немцова и коммуниста Дзагании, не согласны с такими итогами. По их словам, огромное количество бюллетеней было вброшено при помощи досрочного голосования и голосования на дому. Интересно, что в сам день голосования, 26 апреля, наблюдатели от оппозиции присутствовали практически на всех (а может быть и на всех) участках. За деятельностью одной из 212 участковых избирательных комиссий следила и корреспондент «Полит.ру». Российская ассоциация «Голос», много лет проводящая мониторинг выборов всех уровней, отметила, что несмотря на недостаточную профессиональную подготовку наблюдателей, уровень активности наблюдения был выше, чем тот, что Ассоциация отмечала на последних региональных и федеральных выборах.
Небольшое лирическое отступление: граждане видят только одну сторону выборов — бюллетени и урны для них. Члены избирательных комиссий видят несколько больше. Так, на каждом участке есть переносные урны, чтобы члены комиссии могли прийти на дом к больным или просто очень ленивым гражданам. После закрытия участка в 8 часов вечера начинается подсчет голосов. Вскрываются сначала переносные урны, потом основные ящики. В итоговый протокол, помимо данных о том, сколько человек проголосовало за какого кандидата, вносятся еще некоторые цифры. Например, сколько бюллетеней получила участковая избирательная комиссия от вышестоящей, сколько выдано гражданам на участке и на дому, сколько бюллетеней погашено после закрытия участка. Все эти данные вписываются в итоговый протокол и отправляются в районную избирательную комиссию (ТИК), если ошибок не выявлено, они вносятся в ГАС «Выборы». С этого момента граждане России, иностранных государств и лица без гражданства могут ознакомиться в Интернете с результатами выборов с детализацией до участка. Так, можно увидеть результаты выборов на участке №4619, за которым наблюдала корреспондент «Полит.ру».
Итак, благодаря тому, что наблюдатели следили за процессом голосования 26 апреля и тому, что мы знаем сколько «досрочников» оказалось на каждом участке, можно восстановить реальную картину голосования с достаточной точностью. Ни в коем случае не обвиняя сочинский избирком в нарушении выборного законодательства (а это тянет на уголовную статью), можно сделать аккуратное предположение: произошла некая катастрофическая ошибка, сбой в системе, так что все результаты досрочного голосования и голосования на дому оказались зачислены в копилку Пахомова, то есть их можно отбросить. Какие мы получаем результаты?
Назовем явку, очищенную от «досрочников» и голосования на дому «Чистой явкой», а Пахомова без все тех же голосов «Чистым Пахомовым». Итак, во-первых, чистая явка заметно ниже: не 43%, а 24,17%. Такая цифра как раз характерна для муниципальных выборов, в которых россияне не очень-то и любят принимать участие. Тем более, в Сочи несколько месяцев назад уже были выборы. Во-вторых, за чистого Пахомова отдано не 76%, а 54,72% голосов. Немцов при чистой явке получил бы 23,65%. Отставание чуть более, чем в два раза.
Из иллюстрации видно, что почти очевидную для Немцова стратегию «увеличить явку, чтобы пройти во второй тур» можно поставить под сомнение. Чем выше чистая явка была на участке, тем больше голосов получал Пахомов, а Немцов — меньше. Дзагания, кандидат от компартии, почти ничего не теряет от увеличения явки, однако, тоже уходит в некоторый минус. Конечно, не обладая точными данными социологических опросов, сложно сказать, кто из непришедших за кого собирался голосовать, но тенденция налицо. Все-таки чистая явка в Сочи составила более 70 тысяч человек, а это уже немало для получения достаточно точных статистических данных.
Также интересны «выпадающие» участки, проголосовавшие за Пахомова (десяток розовых точек ближе к правому верхнему углу таблицы). Нельзя сказать, что там произошел вброс голосов: возможно, в районе этих участков живут сторонники Пахомова, или жителям этих кварталов особенно много обещано.
Конечно, 54% для кандидата в мэры — не очень уверенный результат, чуть ветер подует в другую сторону, и второй тур мог бы состояться. Однако можно считать, что только страдающее паранойей правительство могло бы вдруг с чего-то решить вмешаться в процесс свободного волеизъявления граждан и сфальсифицировать результаты выборов.
И на закуску. Теперь можно с уверенность сказать, что половина абхазов поддерживает либерально-демократические реформы в России. Потому что 50% из 4 пришедших в специальный абхазский участок проголосовали за Бориса Немцова, в то время как вторая половина жителей Абхазии решила отдать свой голос Пахомову.