будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ Минобрнауки Дмитрий Медведев
Июнь 17, 2025
Страна
Карпюк Илья

Сочинение. Возвращение

Сочинение. Возвращение
егэ
Народное учебное пособие

В среду Дмитрий Медведев провел совещание со своими подчиненными, на котором обсуждались вопросы образования. Чиновники отчитались о подготовке школ к новому учебному году, премьер распорядился выделить средства для устройства в школы и вузы беженцев с Украины. Но едва ли не главным для россиян оказалась тема единого государственного экзамена — его в этом году ожидает некоторая реформа.

Напомним, в октябре 2013 года члены президентского Совета по культуре и искусству попросили главу государства «сделать литературу и историю, основы духовного и патриотического воспитания такими же обязательными предметами, как математика и русский язык», а экзамен по ним принимать в форме сочинения.

Владимир Путин в ноябре 2013 года поручил изменить школьные стандарты таким образом, «чтобы знания учеников по русскому языку и литературе становились глубже», а при окончании школы вновь учитывалось бы сочинение. Позже, выступая перед Федеральным собранием 12 декабря, он повторил свою мысль. «Начиная со следующего учебного года, дано поручение предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения», — заявил президент депутатам.

Без итогового выпускного сочинения российские школьники живут уже пять лет. Вместо него в контрольно-измерительных материалах единого государственного экзамена по русскому языку есть задание части C, в котором абитуриенту предлагается написать небольшое эссе объемом не менее 150 слов на заданную тему — как правило, это должно быть рассуждение по мотивам небольшого нравоучительного рассказа современного писателя или публициста. Часть C имеет значительный вес в общей оценке, но экзамен можно спокойно сдать на положительную оценку даже не приступая к эссе.

Сторонники такого подхода утверждают, что значительная часть школьников все рано готовила сочинения заранее, а в школу приходили со шпаргалками с спиши ру, откуда и списывали текст. Формат ЕГЭ позволяет выявить людей, которые в принципе не могут связанно излагать свои мысли — они не могут получить высокую оценку по русскому языку.

С другой стороны, существующий формат позволял ученику закончить школу вообще не умея письменно излагать свои мысли, что позволяет говорить об упадке российского образования и прочих ужасах.

Еще в апреле 2014 года министр образования Дмитрий Ливанов пообещал, что если изменения в порядке сдачи ЕГЭ и будут введены, то о них будет объявлено уже в августе, чтобы 11-классники имели достаточно времени на подготовку. Однако принцип был известен уже тогда и был подтвержден на вчерашнем заседании у премьер-министра.

Сочинение школьники будут писать не в конце учебного года, а в декабре. Сочинение будет своего рода подготовкой к ЕГЭ: ученики, получившие неудовлетворительную оценку, будут не допущены до сдачи экзамена. Впрочем, у них сохранится возможность пересдачи — уже в феврале. 

Минобрнауки уже даже объявило пять направлений, на основе которых будут выбраны темы для сочинений. Первое направление, «Недаром помнит вся Россия», приурочено к 200-летнему юбилею Михаила Лермонтова. Второе, «Вопросы, заданные человечеству войной», предполагает рассуждения о причинах военных конфликтов и влиянии войны на судьбу человека и страны.

О семейных ценностях и о взаимоотношениях поколений должны навести направления «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» и «Спор поколений: вместе и врозь». Пятое направление, «Чем живут люди», предполагает «рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия».

Конкретные темы будут выработаны только к декабрю, они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.

Методика оценки сочинений и процедура проведения экзамена будут доработаны до 1 октября 2014 года. Именно тогда, например, станет понятно, сколько часов будет даваться ученикам на написание сочинений.

В апреле Дмитрий Ливанов говорил, что процедура написания сочинения будет схожа со сдачей ЕГЭ: ученики будут собираться не у себя в школах, а в пунктах приема экзамена. Это позволит предотвратить тотальное списывание, которое часто практиковалось в школах, когда сочинение еще было выпускным экзаменом. Но вот отдавать на проверку работы предполагалось не не абстрактным компьютерам (пока нет программы, которая может оценить сочинение), не обезличенным экспертам, а педагогам, которые и обучают детей. Таким образом изначально Министерство образования отказывалось от концепции объективной оценки. Предполагается, что вуз при желании сможет посмотреть сочинение абитуриента и оценить его самостоятельно, а для Министерства сочинение не так важно, именно поэтому оно оценивается лишь по шкале зачет/незачет.

Экзамен по русскому языку ждет и еще одно изменение: из контрольно-измерительных материалов исключат вопросы, которые предполагают выбор правильного ответа. Эти задания, которые находились в части A, подвергались особенной критике: ученик мог правильно ответить на значительную часть вопросов вооружившись несколько модифицированным методом «научного тыка». Это, конечно, не позволяло получить высокий балл, но и о знаниях правил русского языка говорило мало.

В дальнейшем, как ранее заявляли в Министерстве, от части A планируется в принципе отказаться. Пока же этого вида тестирования нет только в заданиях по математике и литературе

Министр Дмитрий Ливанов на совещании с премьером анонсировал и еще одно изменение: теперь экзамен по математике будет разделен на два уровня — базовый и профильный. Благодаря этой реформе вузы, для которых математика является основным предметом, смогут требовать от абитуриентов хоть сколько-то продвинутого знания предмета. До этого года школьникам представлялся набор задач, решить которые, в принципе, мог ученик общеобразовательной школы без каких-либо специализаций.

Свои плюсы получат и абитуриенты не стремящиеся обучаться, например, инженерным специальностям. Никто не собирается выводить математику из обязательной программы ЕГЭ, но теперь у абитуриентов, склонных к гуманитарным наукам, не будет такой головной боли при сдаче экзамена.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).