будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Сэндоу Алекс

Сомнение о еретиках

Представим, что от советских политических процессов 30-40-х годов остались только газетные публикации и судебные приговоры, а все политзаключенные погибли в лагерях. Наверное, сегодня говорили бы о движении сопротивления режиму Сталина, о советском подполье, о конспиративной дисциплине в штабах политической оппозиции и прочем подобном. Может быть, заодно горевали бы о том, что для освобождения страны от тоталитаризма деятели сопротивления слишком часто вступали в контакт с иностранными спецслужбами.

Нечто подобное, только на самом деле, случилось с информацией о еретическом движении конца XV — начала XVI в. Ересь жидовствующих исчезла из русской истории вместе с прекращением процессов против нее. Если ересь действительно была широко распространена, как утверждали ее гонители, то естественно задать вопрос: а бывают ли такие социальные или интеллектуальные движения, которые немедленно искореняются благодаря правительственным мерам, предпринятыv против них? Сравним, например, с историей самозванства или старообрядчества.

О жидовствующих мы знаем только из официальных и официозных источников того времени, многократно пересказанных историками нескольких поколений, причем с очень интересными предположениями о содержании ереси. Однако, кроме названных источников, не сохранилось никаких других — ни еретических сочинений, ни воспоминаний современников, не зависимых от правительственной пропаганды. Все сведения о ереси и ее смысле составлены исключительно лицами, ее преследовавшими, а значит, стремившимися выстроить связный сюжет об организации преступления (так действуют следователи, даже не обремененные политическим заказом).

Авторитет преподобного Иосифа Волоцкого, написавшего книгу против еретиков («Просветитель»), — еще не повод доверять ему, особенно в тех случаях, когда он отзывается о своих современниках. Иосиф, например, обвинял Нила Сорского в том, что тот не верит в святых чудотворцев. Этих обвинений никто из историков никогда в расчет не брал, а интересно, как бы рассказывали потомки о взглядах и жизни Нила, если бы Иосифу удалось спровоцировать против него следствие?

Вообще обсуждение такого частного вопроса русской истории, как преследование еретиков на рубеже XV—XVI столетий, — повод вспомнить о том, что всякое историческое знание связано с тем, в какой мере обладатель этого знания верит в то, что он знает.

А так как любое знание, которым мы обладаем, получено из какого-то источника, то вопрос о вере в собственные знания — это одновременно вопрос о доверии к источникам.

В свою очередь, доверие или недоверие к источникам связано с той картиной мира, с теми общими представлениями, которые существуют в голове у носителя соответствующего знания. Эти представления (картина мира) определяют то, что можно назвать ментальными условиями доверия или недоверия к информации.

Свежий исторический пример: выборы 2 декабря. Если доверять правительственным источникам, следует считать, что большинство избирателей голосовало известно за кого. Если сверить эту информацию со сведениями независимых наблюдателей, окажется, что это не совсем так. А поскольку уже есть устойчивое представление (элемент картины мира), согласно которому правительственным источникам не следует полностью доверять, в конце концов, может возникнуть убежденность в том, что это совсем не так. В результате может возникнуть вопрос: а были ли выборы?

По аналогичному поводу в середине XIX века складно высказался Герцен: «Правительство лжет в официальных рассказах и потом заставляет повторять свою ложь в учебниках. Сначала ей (лжи) никто не верит, потом события забываются, современники умирают и остается какое-то смутное предание о том, что правительство исказило факт. Отсюда общая уверенность, что правительство всегда говорит неправду».

Подобную логику, кажется, стоит иметь в виду при изучении сведений, содержащихся в правительственных постановлениях, следственных протоколах и идеологических манифестах, независимо от того, в какие времена они составлены. Правительство, чтобы демонстрировать свою дееспособность, должно лгать. Следователи, чтобы раскрыть преступление, должны ставить вопросы так, чтобы в ответах содержалось указание на преступный умысел. Идеологи, чтобы подчинять коллективную ментальность, должны изобретать новые технологии заморачивания мозгов.

Сказанное Герценом вполне подтверждается независимыми источниками по новой и новейшей истории (не только России), благо число независимых источников в последние два-три столетия, благодаря усовершенствованию способов хранения информации, значительно увеличилось по сравнению в предшествовавшими эпохами. Если бы не было независимых источников, мы до сих пор считали бы, что Павел I умер от апоплексического удара, а Хрущев ушел на пенсию по собственному желанию.

Почему же по отношению к эпохам древним следует применять иные критерии восприятия источников?

Кстати, впервые подозрение в фальсификации ереси жидовствующих было предъявлено в историческом исследовании Я.С.Лурье и Н.А.Казаковой, изданном в 1955 году, через два года после смерти Сталина и закрытия дела врачей. 

См. также:

  • Лев Усыскин. Еще раз о жидовствующих
  • Алекс Сэндоу. Враги по случаю
Сэндоу Алекс
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).