будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия вузы образование
Июль 3, 2025
Страна
Белоголовцев Никита

Сооплата образования как угроза социальным лифтам

Сооплата образования как угроза социальным лифтам
800-600_ndlyFiD
Студенты ВУЗа на дне знаний. Источник: АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергей

Эксперты ВШЭ предлагают ввести добровольный сбор с населения на оказание улучшенных услуг в сферах образования и медицины, передает информационное агентство РБК. По заключению экспертов, введение сбора позволит в ближайшие годы привлечь средства, эквивалентные 2–3% доходов населения.

Опросы двух последних лет показали, что россияне готовы доплачивать за бюджетные услуги более высокого качества, причем доплачивать за качество услуг в области образования и здравоохранения выразили готовность 41% респондентов. Как пишет газета «Ведомости», об этом заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

В то же время он отметил, что хотя вводить соплатежи нужно, необходимо учитывать и риски. Кузьминов предложил подумать над введением дополнительно финансируемых государством программ, направленных на поддержку незащищенных слоев населения.

Побеседовать с «Полит.ру» об идее софинасирования системы образования, в том числе о рисках, которые могут быть сопряжены с реализацией такого предложения, согласился Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ».

«История первая, которую, как мне кажется, давно пора понять, но которая по инерции до сих пор не очень обсуждается в России, заключается в том, что словосочетание «бесплатное образование» не совсем корректно. Бесплатного образования по факту нет – оно все равно оплачивается кем-то. И правильнее говорить, что образование, как некогда было в Советском союзе и как теперь есть в России, является условно бесплатным. Если оно не оплачивается напрямую теми, кто это образование получает, то оно так или иначе оплачивается всеми гражданами страны через налоги, через распределение каких-то доходов государства.

Поэтому в той парадигме, в которой обычно обсуждалось бесплатное образование, имелось в виду образование, за которое платит не его конкретный потребитель, а все граждане. Имелось в виду, что каждому российскому студенту, обучающемуся на бесплатной основе, на образование «скидываются» другие 140 миллионов граждан России. Конечно, я говорю упрощенно, но в общем так традиционно сложилось, что в России это не очень проговаривается и не очень понимается, когда речь идет о бесплатных местах.

 

 
Открытие скульптуры "Кот ученый" в университете РУДН / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

При этом, с моей точки зрения, условно бесплатное и условно всеобщее образование в России (которое действительно получает огромный процент населения страны) оно ценность высшего образования как таковую очень сильно девальвировало. И в ситуации сравнительно низкого конкурса и сравнительно низких проходных баллов на огромное количество специальностей в огромном количестве вузов высшее образование становится немного искусственно пролонгированным подростковым возрастом. Периодом, когда взрослый человек – дееспособный, трудоспособный – не выходит на рынок труда, а занимается чем-то еще четыре года, пока обучается по программе бакалавра.

Более или менее точные цифры по этому поводу есть, но даже без них мы понимаем, что огромное количество денег государства, так или иначе принадлежащих налогоплательщикам, уходят на обучение огромного количества людей специальностям, которыми они в дальнейшем не занимаются. Это можно проследить на примере, допустим, педагогических вузов. Так сложилось, что в последнее время конкурс в педагогические вузы низкий, проходные баллы очень невысоки, и зачастую большим количеством абитуриентов эти вузы рассматриваются как запасной аэродром. То есть: «Меня вроде как учат, я вроде получаю высшее образование – а после этого я, скорее всего, не пойду работать по специальности, а пойду работать куда-то».

В этой ситуации понятно, что деньги, которые тратятся на обучение этих «специалистов», пусть не уходят в пустоту, но тратятся неэффективно. КПД траты этих денег критически низок. Это проблема, и ее нужно решать. Решается она очень по-разному в разных странах и разных системах. Где-то государство платит стипендии талантливым студентам, где-то выдает им гранты на образование, где-то работает абсолютно провалившаяся в России схема образовательных кредитов под низкие проценты и с лояльной системой погашения. Понятно, что эта система должна меняться и в России, где человек сейчас за счет государства получает образование (не очень высокого качества и слабо используемое в жизни).

Но я очень боюсь, что изменения, если они произойдут, в первую очередь затронут специальности и без того востребованные и полезные и сократят количество бюджетных мест в тех вузах, где все в порядке и с конкурсом, и с проходным баллом. Вот этого, конечно, не хотелось бы, но как от этого на практике застраховаться, не очень понятно. Потому что специальности, допустим, востребованные на рынке труда, если станут платными или частично платными, на них все равно останется довольно высокий спрос. И такого исхода событий не хотелось бы. Если же говорить о выходах из ситуации, то они, как мне видится, отчасти реализуются – например, с повышением престижа и качества среднего образования.

Действительно, конкурс в столичные колледжи вырос и продолжает расти, что по количеству человек на место, что по проходному баллу. Один из выходов, следовательно, и – это сокращение ненужного и сжигающего время и деньги высшего образования. В общем, и укрупление вузов, как мне кажется, тоже так или иначе происходило в этой логике.

Мне кажется, ключевой вопрос, на который нужно в первую очередь найти ответ, очень похож на вопрос, который должен задаваться по поводу школьного образования. Это вопрос о его целях и задачах – с точки зрения государства и с точки зрении бизнеса.  Кого, зачем и в каких количествах учат? Потому что успешные бизнесы в России и пусть очень-очень мелкими шажочками государство продвигаются к пониманию того, что высшее образование должно по крайней мере в ряде специальностей становиться все более прикладным т все более соответствующим запросам рынка. Корпорации приходят в вузы и помогают готовить студентов, которые им нужны. Государство аккуратно в некоторых местах пытаются понять, какие специалисты ему нужнее, почему и зачем. И мне кажется, что если история будет развиваться в такой логике, то мы уже понимаем, какое количество учителей, врачей и программистов государству нужно.

Мы понимаем, что врачи, учителя и программисты, которые обучаются за государственный счет, должны либо быть востребованы на рынке труда и создавать добавочную стоимость в российской экономике – либо должны учиться за свой счет, если они эту добавочную стоимость, востребованную бизнесом и государством. Но при этом, повторю: ключевая задача в том, чтобы обучение становилось платным не там, где все в порядке с конкурсом и с содержанием обучения. Если за счет введения платности или софинансирования будут сокращаться места для действительно талантливых студентов не из Москвы, например, то это в итоге приведет к тому, что доступность высшего образования снизится, а расслоение будет расти.

Тогда право на хорошее образование будет получать те, у кого так или иначе есть деньги, а те, у кого этих денег нет, будут еще больше «законсервированы» и лишены социальных лифтов.

Мне кажется очень правильной модель грантов на образование и стипендий, когда государство берет на себя обучение талантливых студентов или студентов по востребованным специальностям. Соответственно, эти гранты или стипендии служат гарантией того, что студент будет мотивирован учиться; будет учиться и затем работать по специальности с тем или иным сроком отработки.

 
Студенческий семинар / pixabay.com

То есть я, допустим, не вижу ничего катастрофического в том, чтобы студенты педвузов, если они пользуются бесплатным вариантом обучения, заканчивали бы их с каким-то документированным обязательством – например, работать педагогом. Это нормально. Если ты идешь в педагогический и учишься бесплатно, то ты потом так или иначе уж работай учителем или еще кем-то в сфере образования – или компенсируй стоимость своего обучения, если ты решил в этой сфере не работать.

Это нормальная практика, которая развивает ответственность. Другое дело, если ты – талантливый ученый или программист, и государство сразу требует от тебя денег за твое обучение. Вот это – путь в никуда, путь к еще большему технологическому отставанию, это путь к еще большей утечке мозгов и потере талантливых студентов, а в дальнейшем – талантливых ученых, предпринимателей, стараперов», – считает Никита Белоголовцев.

Белоголовцев Никита
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).