Прежде чем Вы начнёте читать эту статью, предлагаю Вам небольшой опросник.
Уверен, что большинство из Вас ответят утвердительно на первые два вопроса, но не многие знают ответы на остальные. Хотя именно они имеют огромное значение, поскольку в 2009 году произошли очень серьёзные перемены в том что можно назвать «Публичностью Государства».
Но обо всё по порядку.
В феврале 2009 года произошло одно очень важное событие, которое многие ждали с нетерпением. Был принят закон 8-ФЗ под названием «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», и этот закон впервые в России определил весьма чёткие требования к официальным сайтам органов государственной власти и местного самоуправления.
Переводя это на простой язык – появился нормативный документ, который обязал органы власти: федеральные и субъектов федерации, а также администрации муниципальных образований публиковать информацию о собственной деятельности, обеспечивать полноту, актуальность и достоверность публикуемой информации.
И, несмотря на то, что этот документ нельзя назвать совершенным, тем не менее, нельзя не отметить что фактически это добровольный шаг государства к большей публичности собственной деятельности. Ведь ради этого граждане не стояли в митингах или пикетах. Не направляли тысячи писем органам власти.
Будучи принятым, документ вступал в силу с января 2010 года, к тому же должно было появиться постановление правительства, которое бы утверждало конкретные требования к официальным сайтам органов исполнительной власти.
В итоге, на сегодня ключевыми документами, регламентирующими официальные сайты являются:
Однако эти документы относятся ко всем сайтам органов государственной власти. Для того чтобы получить первое представление о том, насколько органы государственной власти исполняют эти документы, мы рассмотрим сайт правительства Российской Федерации, который регулируется 8-ФЗ и 953 постановлением.
Особенность сайта правительства в том, что он существует на 2-х языках: русском и английском. Причём, если мы вспомним требования к официальным сайтам и сайту правительства – нигде не сказано, что описание на одном языке может быть достоверным и полным, а на другом нет – требования одни для всех. Информация должна быть и обновляться в установленные сроки.
Для того чтобы проверить, насколько описания корректны и соответствуют действительности -были сопоставлены описания ведомств в двух этих разделах.
На странице "Росалкогольрегулирования" (government.ru/power/111) на русском языке совершенно нет описания того, чем же занимается данное ведомство.
Однако, если взглянуть на ту же страницу в англоязычной версии сайта правительства (government.ru/eng/power/111), то там нет не только описания ведомства, но отсутствуют ФИО и должность руководителя.
Рассмотрим другое федеральное агентство – "Рособоронпоставка". На сайте правительства есть его страница (government.ru/power/109), которое содержит краткое описание деятельности ведомства.
Однако эта же информации в англоязычной версии сайта отсутствует (government.ru/eng/power/109).
Если нет информации в англоязычной версии сайта, не всегда она есть в русскоязычной. В другом примере, на карточке "Росстотрудничества" мы можем увидеть отсутствие информации о ведомстве. www.government.ru/power/93
А также отсутствие информации и в анлоязычной версии сайта (www.government.ru/eng/power/93)
И, наконец, яркий и важный пример. Не так давно, в соответствии с пунктом 1 указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на базе Росрегистрации, Роскартографии и Роснедвижимости было создано новое государственное агенство под названием «Росреестр». Карточка этого агентства есть на сайте правительства www.government.ru/power/81/. Однако здесь не обошлось без накладок.
В англоязычной версии официального сайта Правительства эта служба, по-прежнему, упоминается как Federal Registration Service (фактически – Росрегистрация) и не содержит упоминаний про деятельность в области ведения кадастра и картографии. government.ru/eng/power/81
Ещё одно недавнее изменение в структуре органов власти – это передача полномочий от федеральных агенств Рособразования и Роснауки в МинОбрНауки России.
И действительно перечень служб и агентств в русскоязычной версии сайта правительства не содержит упоминаний об этих ведомствах.
Однако они всё ещё присутствуют в англоязычной версии сайта и ровно в том виде, в каком были до преобразования.
А если в англоязычной версии заглянуть в карточку ведомства (government.ru/eng/power/47), то там, как ни в чём не бывало, будет его описание.
Точно также как и в карточке Федерального агентства по науке и инновациям. government.ru/eng/power/46
На сайте правительства Российской Федерации присутствует раздел «Органы при Правительстве» (см. скриншот страницы).
Название перечня соответствует тому, что написано в приложении к 953 постановлению правительства.
Где в пункте 15 содержится следующее описание:
Сведения об органах и организациях, образованных при Правительстве Российской Федерации:
А также там приводятся требования по актуализации этой информации.
Если же мы снова взглянем на сайт, то найдём там следующие организации:
Особенность этого списка в ответе на вопрос - что же такое «органы и организации образованные при Правительстве Российской Федерации». У некоторых из перечисленных организаций в их названии указана принадлежность к правительству, однако у ряда других, как например, у Высшей школы экономики – указание на принадлежность к правительству определяется тем, что Правительство является учредителем данного учреждения.
И не это ли является более правильной формулировкой, ведь именно будучи учредителем организации, правительство имеет на данную организацию максимальное влияние – утверждает устав, назначает руководство и иным образом влияет на деятельность, что всегда отражено в уставе организации.
Если мы предположим, что наша теория верна, а за неточной формулировкой в 953 постановлении действительно скрываются организации, учреждённые, а не просто «при», то возникает совсем другой вопрос: кроме учреждений, перечисленных в списке выше есть и многие другие, для которых правительство является учредителем.
В частности, такими учреждениями являются:
Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации
Последняя редакция устава фонда (юридически – федерального государственного учреждения культуры) была принят постановлением правительства от 19 июля 2006 года № 448 zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/index.php?
do4=document&id4=13b63e28-bc2c-47b3-89cd-819780c8529e
Из раздела «общие положения» устава можно узнать что:
4. Правительство Российской Федерации, осуществляя функции учредителя Фонда, обеспечивает создание правовых, финансовых и материально-технических условий, необходимых для сохранности, целостности и неотчуждаемости коллекции фильмов и других киноматериалов Фонда, закрепленного за ним имущества, а также для осуществления им уставной деятельности в качестве особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
То есть именно правительству подведомственно данное учреждение, но где об этом узнать на сайте правительства?
Московский Государственный Университет имени Ломоносова и Санкт-Петербургский Государственный Университет
В недавно принятом федеральном законе от 10 ноября 2010 года № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени Ломоносова и Санкт-Петербургском Государственном университете» zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/index.php?
do4=document&id4=21c97ca4-c5d5-4559-93f0-62e579a5425c есть явное упоминание о том, что их учредителем выступает правительство Российской Федерации.
Это пункты 3 и 4 Статьи II данного закона:
3. Учредителем Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскогогосударственного университета от имени Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации.
4. Правительство Российской Федерации утверждает устав Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и устав Санкт-Петербургского государственного университета, а также внесенные в них изменения. Иные полномочия учредителя осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако и этих организаций не удалось найти на сайте правительства.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС)
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2007 года № 852 «Об утверждении устава федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/index.php?
do4=document&id4=f0cbb187-7389-459b-b11c-c4b23e71500a учредителем РАГС является Правительство Российской Федерации.
Что явно указано в пунтке 4 Статьи I «Общие положения»
4. Учредителем Академии является Правительство Российской Федерации.
Также в уставе есть явные указания, что кроме администрации Президента, именно приказы и распоряжения правительства необходимы для многих действий.
Но и этой организации нет в списке Органов при правительстве на сайте Правительства.
Российский Фонд Фундаментальных Исследований (РФФИ)
Устав РФФИ был утверждён постановлением правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года № 161 и доступен на сайте фонда www.rffi.ru/default.asp?section_id=55
Из устава можно узнать, что РФФИ находится в ведении Правительства Российской Федерации
Статья 1 пункт 1:
Российский фонд фундаментальных исследований (далее именуется - Фонд), созданный Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации», является государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации.
А также в уставе подробно описано, в каких случаях правительство вовлечено в деятельность фонда.
Однако информации о фонде нет на сайте Правительства.
Однако эти примеры лишь одни из многих. Лично я знаю куда больше организаций, в которых правительство является учредителем, но проверить все – это долгая и трудоёмкая работа по поиску учреждения, поиску устава учреждения и проверке актуальности устава. Всё то, что должно было быть на сайте правительства.
Кроме того важно помнить что существующие законы, постановления и приказы Минэкономразвития с требованиями публичности применимы лишь к официальным сайтам органов власти, но никак не к сайтам госучреждений. В итоге, если, к примеру на сайте Большого Театра (www.bolshoi.ru) (или формально - Федерального Государственного Учреждения Культуры «Государственный Академический большой театр») вы не найдёте его устав – не удивляйтесь. Нет таких нормативных документов которые обязывали ФГУк ГАБТ публиковать эту информацию.
Если ранее мы рассмотрели список «органов при Правительстве», то на сей раз рассмотрим подробнее информацию которая содержится непосредственно в карточке каждой из организаций в этом списке.
Рассмотрим карточку Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Мы видим следующую информацию:
Вспомним, что требует постановление правительства:
И обратим внимание на следующие факты:
Внимательный просмотр всех остальных карточек органов при правительстве показывает идентичную ситуацию:
Также нельзя не отметить пробел в 953 постановлении и то, что там не упомянуто требование публиковать правительству на своём сайте и органам власти на своих официальных сайтах уставы подведомственных учреждений. Ведь именно в уставе исчерпывающе описаны функции и принципы работы организации.
На сайте правительства есть специальный раздел под названием «Государственные фонды».
Он существует даже несмотря на то, что в 953 постановлении Правительства такой раздел не упомянут и информации на самом сайте об этих организациях очень мало, однако посетив их сайты и подняв нормативно-правовую базу можно узнать что:
Федеральный фонд социального страхования (www.fss.ru) - является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Что упомянуто в положении о фонде www.fss.ru/ru/fund/about/fundamentals/6802.shtml
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (www.ffoms.ru) – является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Однако в уставе фонда www.minzdravsoc.ru/ministry/structure/lowerorg/ffoms/regulations можно узнать что состав его правления утверждается Правительством, директор и первый заместитель утверждается Правительством и перед Правительством фонд отчитывается.
Вопрос – является ли он органом «при Правительстве» или нет, и этот вопрос вновь о точности формулировок.
До следующего раза оставим разбор информации о Пенсионном фонде, с его описанием ситуация чуть более сложная, однако рассмотрим другой вопрос.
А что же такое государственный фонд и какие фонды бывают?
Если уж создавать подобный раздел на официальном сайте правительства, то почему бы не раскрыть его в полном объёме?
Например, почему там нет всё того же Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации.
Или же государственных научных фондов, таких как:
Интересно, чем вызвано их отсутствие – неужели они не фонды или фонд фонду рознь? Но критерии определения понятия «государственный фонд» аппаратом правительства всё же хотелось бы узнать.
Можно вспомнить, что официальный сайт правительства Российской Федерации обновлялся 1 января 2010 года. Хочется надеяться, что всё перечисленное выше не более чем «технические ошибки» сделанные при его обновлении и будут вскоре исправлены и разъяснены на сайте в тех разделах, где это необходимо.
А вместо послесловия я процитирую пункт 3 статьи 24:
3. Надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».