Ассоциация российских банков совместно с институтом Социологии РАН представляют результаты нового федерального социологического исследования на тему состояния и перспектив развития МСП в России.
«Сегодня многие беспокоятся в первую очередь о колебании валютных курсов и о ситуации на финансовом рынке. Но очевидно, что данная ситуация отражает ситуацию в экономике и она в значительной степени определяется не какими-то внешними факторами, а бизнес-климатом и инвестиционной привлекательностью нашей экономики и в особенности МСП», – заявил Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – В России маниакальная увлеченность крупными бизнес-проектами, а любая экономика имеет устойчивое развитие в условиях, когда соблюдены соответствующие пропорции между крупным, средним и малым бизнесом. Поэтому важнейшая и насущная задача изменить бизнес-климат таким образом, чтобы малый и средний бизнес получил защиту, поддержку и привлекательность для экономической и социальной устойчивости страны. Необходимо радикальнейшим образом изменить отношение к малому и среднему бизнесу, потому что крупный бизнес сам решает свои проблемы. Если мы не обеспечим радикальные, кардинальные перемены в развитии множества точек роста в стране, как с точки зрения кредитования, инвестиций, так и с точки зрения защиты прав участников всех сегментов рынка, в том числе и со стороны правоохранительной и судебной системы, мы постоянно будем заложниками цены на нефть и санкций», – считает президент АРБ.
Проведенное исследование выявило довольно тяжелую картину с состоянием и перспективами малого бизнеса в России.
Как показал опрос, тот или иной опыт ведения собственного бизнеса в стране имеется у 12% населения (13,6 млн.). В 2013 г. он был у 8% (9,3 млн.) граждан в возрасте 18 лет и старше. Однако в настоящее время реально ведут свой бизнес только 2,4% (2,8 млн. человек), а в 2013 г. его вели 3,7% (4,3 млн. человек). Добавим к этому, что в 2013 г. 4,3% (5 млн. человек) свой бизнес закрыли или продали. Таким образом, в последние годы малый бизнес в стране серьезно сокращается.
Вместе с тем, необходимо констатировать, что отношение широких слоев населения к бизнесу со временем меняется в положительном направлении. В 2013 г. – 41%, а в 2015 г. – 49% респондентов высказали положительное отношение к бизнесу. При этом доля неоднозначно относящихся к бизнесу за эти два годы уменьшилась с 21% до 16%, а относящихся отрицательно – с 7% до 4.
«Позицию россиян по поводу качеств, способствующих успешному ведению бизнеса, обобщенно и кратко можно сформулировать следующим образом: для успешного бизнеса необходимы инициативность, сопряженная с хорошими знаниями и компетенциями, трудолюбием и готовностью к риску, и, разумеется, удачливость.
Побудительных мотивов для занятия бизнесом у населения, как правило, несколько. Но важно, что на первом месте стоит желание не только заработать, но, прежде всего, самореализоваться. Нахождение на последнем месте возможности получить поддержку от государства свидетельствует о том, что все больше граждан начинает рассчитывать на свои силы, а не на государство, что, безусловно, является позитивной тенденцией», – считает Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
В приоритетах повышения привлекательности предпринимательской деятельности первостепенную роль, по мнению респондентов играет снижение налогового бремени на бизнес (54%).
На наличие благоприятного предпринимательского климата в широком смысле слова, как на важное условие для развития бизнеса, указало 46%.
На третьем месте среди факторов, влияющих на увеличение привлекательности занятия бизнесом – снижение уровня коррупции (43%).
По мнению респондентов, на повышение привлекательности занятия бизнесом, могли бы также позитивно повлиять повышение доступности финансовых ресурсов и доступности инфраструктуры, наличие квалифицированных кадров и др.
«Социологическое исследование 2015 года показало, что большинство тех, кто планирует открыть свой бизнес, собирается основывать его, главным образом, в сфере торговли (28%) и услуг (28%), то есть в сферах, не требующих высоких компетенций. В сфере высоких технологий собираются его открыть лишь около 3%, а в импортозамещении – 1,5%. Между тем, в развитых странах как раз инновационный бизнес занимает значительную долю среди малых предприятий и решает многие задачи в сфере современных технологий и инновационного развития», – резюмировал Гарегин Тосунян.
Как показало исследование, респонденты назвали пять основных причин, мешающих занятию бизнесом в России. Среди них: высокие налоги (59%), отсутствие стартового, авансового капитала (59%), страх потерять деньги (45%), высокие административные барьеры и коррупция (41%).
Полная информация по исследованию будет опубликована на сайте АРБ позднее.
Приложение.