Комитет Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции поддержал в минувший четверг законопроект о применения силы и спецсредств к заключенным. Нижней палате парламента рекомендовали принять его в первом чтении. При этом было выдвинуто условие — Минюст должен доработать его ко второму чтению.
Законопроект, который окрестили «законом садистов», был внесен в Госдуму в конце мая и вызвал обеспокоенность у правозащитников. Документ расширяет перечень средств, которые могут применять сотрудники ФСИН, а также ситуаций для использования силы, в том числе и для пресечения «иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора». В законопроекте было исключено слово «злостное» при описании сопротивления и неповиновения заключенного. Согласно поправкам, надзиратель не несет ответственность за причиненный вред, если спецсредства применялись по установленным законом основаниям.
Во ФСИН поясняли необходимость законопроекта тем, что в действующем законодательстве применение силы в отношении заключенных должным образом не регламентируются, и документ просто содержит уточняющие моменты относительно таких случаев.
Некоторые эксперты отмечали, что в случае принятия поправок сотрудники ФСИН получат право применять силу не только при угрозе побега или нападения, но и за любое нарушение внутреннего распорядка — то есть, к примеру, за то, что заключенный не поздоровался или курил в неположенном месте. Пор мнению правозащитников, неоднозначный законопроект затрагивает не только заключенных. Они считают, что с учетом судебных ошибок или случайностей он может коснуться вообще любого.
В президентском Совете по правам человека предлагали отозвать законопроект из парламента. «Если речь идет о самообороне сотрудника ФСИН — это одно, а если речь идет о том, чтобы применять электрошокер в отношении осужденного, который курит в неположенном месте — это абсолютно недопустимо», — заявлял глава совета Михаил Федотов. По его мнению, нельзя допускать применение физического насилия и спецсредств без достаточных к тому оснований. Федотов отмечал, что в нынешнем виде законопроект может способствовать произволу, а самым правильным решением был бы его отзыв и последующее общественное обсуждение.
Законопроект раскритиковала и уполномоченный по правам человека Элла Памфилова. По ее словам, применение силы не только за нарушение режима, но и для пресечения таких нарушений создает условия для произвола. Памфилова отмечала, что формулировки законопроекта размыты.
В июне документ обсуждался в СПЧ. Как оказалось, зимой Минюст и правозащитники прорабатывали совсем иной текст законопроекта. Однако в Госдуму был внесен не он, а другой вариант. При этом в Минюсте не смогли назвать причину подобной ситуации. Глава комиссии СПЧ по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин не исключал, что с помощью подобной подмены кто-то решил устроить провокацию против главы ФСИН Геннадия Корниенко и его первого зама Анатолия Рудого. По словам Бабушкина, первый вариант документа дорабатывался совместно с группой правительства по изменению концепции реформы уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в работе над законопроектом принимали участие представители ФСИН и Минюста.
«Нам удалось создать более-менее вменяемый вариант, с которым уже можно иметь дело. По крайней мере, острой идиосинкразии у гражданского общества он не вызывал», — отмечал он. Председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин не исключал, что подмена законопроектов не была чьим-то злым умыслом, так как поправки создадут множество проблем и для ФСИН. По его мнению, новый вариант документа похож на переписанный закон о полиции. Однако, подчеркивал Каляпин, его разработчики даже не задумались о разнице между правонарушением на свободе и в тюрьме. Он отмечал, что на заседании СПЧ говорилось, что поправки могут быть и вовсе не нужны, так как у ФСИН достаточно полномочий.
«Они не пользуются сейчас даже теми правами, что есть, — администрациям хватает профессионализма и ума решать вопросы другим путем, и ситуаций, когда необходимо применять силу и спецсредства, почти не возникает», — заявлял Каляпин.
После рассмотрения закона с СПЧ во ФСИН обещали прислушаться к замечаниям правозащитников. «Мы согласны, что возможно обсуждение положений, где говорится о применении оружия за нарушение режима содержания, температуру применения водометов, времени доклада о применении силы сотрудником ФСИН к заключенному и других деталях», — заявлял начальник правового управления службы Леонид Климаков.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Александр Хинштейн сообщил, что ко второму чтению законопроект следует привести к согласованному до этого виду, исключив разрешение на применение силы за нарушение распорядка. Однако остальные пункты зампред комитета считает адекватными.
«Нужно сохранить баланс, чтобы заключенные не стали жертвами произвола и чтобы сотрудники ФСИН имели полномочия защищать свою жизнь и жизнь заключенных», — заявил Хинштейн. По его мнению, поправки нужно обсуждать открыто.
Как пишут «Ведомости», комитет Госдумы по безопасности предлагает освобождать сотрудника ФСИН от ответственности за причиненный вред, если не было превышения полномочий. Кроме того, парламентарии считают, что о повреждениях надо сообщать прокурору и следствию.
Проголосовавший против поправок член «Единой России» Борис Резник полагает, что закон вместо профилактической работы предлагает дать сотрудникам ФСИН в руки палку. Парламентарий считает, что не стоит постоянно расширять полномочия правоохранителей. Он также напомнил, что за гуманизацию уголовного законодательства (как и иного законодательства) выступает глава государства.
Эсер Дмитрий Горовцов выразил возмущение по поводу того, что документ одобряется, хотя правозащитники давали заключения на другую его редакцию. В Минюсте оправдывались тем, что законопроект был внесен именно в этой редакции, до этого по нему проходило общественное обсуждение, но замечаний и предложений по поправкам ведомство не получило.