будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы госбюджет правительство Антон Силуанов Владимир Путин Ольга Голодец социальная политика
Май 17, 2025
Страна
Голосов Григорий Храпылина Любовь

Социальное бюджетное правило

Социальное бюджетное правило
1463904723
Жители села Кукурузного присутствуют на открытии фельдшерско-акушерского пункта. Источник: Крымское информационное агентство

В России могут установить новое бюджетное правило, введя нижнюю границу бюджетных трат на здравоохранение, образования и прочие социальные сферы, определяющие развитие человеческого капитала. Официально информация пока не подтверждена.

О том, что в правительстве существует намерение предложить эту идею на рассмотрение президента России до выборов и, возможно, даже еще до Нового года, со ссылкой на собственные источники в кабинете министров сообщило интернет-издание «Газета.ру». По сведениям источников, такое бюджетное правило уже является «хорошо проработанным» правительством.

Конкретных цифр, которые обозначили бы, ниже какого уровня расходы на социальные нужды не могут опускаться, названо не было. В то же время издание отмечает, что Минфин негативно относится к самой идее введения подобного «социального бюджетного правила». Это отношение выяснилось еще в июне 2017 года, когда о введении некого подобного бюджетного правила на Петербургском международном экономическом форуме заговорила вице-премьер Ольга Голодец.

 
Ольга Голодец
promdevelop.ru

Вице-премьер тогда предлагала сделать расходы на здравоохранение и на образование не ниже 5,2% и 5,1% от ВВП соответственно (сейчас на здравоохранение идет 3,7% от ВВП, на образование – 3,6%). Однако Минфин придерживается той точки зрения, что всякая фиксация расходов серьезно ограничивает возможности выбора при расстановке приоритетов правительством.

В то же время министр финансов Антон Силуанов, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что ему ничего не известно «о серьезном обсуждении» этого вопроса в правительстве. «Что касается предложений социального блока, то ни в правительстве, не администрации такие предложения не обсуждались. Я уверен, что они не будут учитываться в программных документах», – утверждает министр.

По мнению политолога Григория Голосова, введение подобного бюджетного правила, в особенности еще до президентских выборов и даже Нового года, крайне маловероятно: бюджетные правила вообще очень долго и сложно вводятся, а выполнять их еще сложнее, чем ввести. С его точки зрения, пока публикации на эту тему являются просто сотрясением воздухе.

«Скорее всего, поскольку дело это небыстрое, что-то предпринимать в связи с этим будут только после выборов. А предпримут ли после выборов – это еще бабушка надвое сказала. Скорее всего – нет. Потому что история с бюджетными правилами – всегда очень долгая. И, в конце концов, всегда выясняется, что эти правила ввести очень трудно, а соблюдать еще труднее. То есть все это пока – совершенно пустая история, которая понятна в предвыборном контексте, но даже в предвыборном контексте ее, скорее всего, не отыграют.

Конечно, Минфин против введения такого бюджетного правила. И дело не в том, что Минфин жадный, а в том, что бюджетные правила фактически очень трудно исполнять. В России, как известно, есть только одно эффективное бюджетное правило, и оно всегда исполнялось с колоссальным трудом и с некоторыми отступлениями.

Так что пока публикации на эту тему – шуршание по поводу возможного шуршания, не более того. Если бы это было всерьез хотя бы на уровне риторики, можно было бы сказать, что оно рассчитано на то, чтобы некоторые обрадовались. Но в данном случае некоторые радуются настолько преждевременно, что даже этого не скажешь. Ну, да, наверно, очень хотели обрадоваться по этому поводу», – сказал Григорий Голосов в беседе с «Полит.ру».

По оценке Любови Храпылиной, директора Научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС, профессора кафедры труда и социальной политики РАНХиГС, введение подобного бюджетного правила с точки зрения интересов здравоохранения и образования является весьма желательным и даже необходимым, и таковым же его будет воспринимать население. Однако пока нельзя сказать, насколько реальным является введение подобной меры.

«Устанавливать такой порог обязательно надо, это по крайней мере даст хотя бы ориентир для контроля со стороны самого правительства, общества и самих этих отраслей, здравоохранения, образования. Поскольку сегодня такой маркерной цифры нет, то в случае каких-либо предкризисных или кризисных ситуаций всегда возникает соблазн снижать расходы на эти сферы – причем снижать их несколько волюнтаристски. Волюнтаризм же при такой ситуации, когда устанавливается точная планка, становится невозможен.

А что касается того, найдет ли такую возможность правительство или нет… Тут все вообще-то зависит от самого правительства. У исполнительной власти в руках деньги – это она решает вопросы их расходования. И то, что у кого-то из членов правительства, например, министра финансов, есть другие соображения, еще не значит, что правительство не может принять решение. Дай бог, чтобы оно все-таки пошло на эту меру», – объяснила «Полит.ру» Любовь Храпылина.

Эксперт признала, что оценивать выполнимость этого шага пока нет возможности. В то же время она повторила, что ввести подобное бюджетное правило было бы очень хорошо. Более того, по ее мнению, показатель наименьших возможных расходов в социальной сфере стоило бы индексировать с учетом инфляции и меняющегося положения дел.

 
Баннер к выборам
Антон Кардашов / АГН "Москва"

«Знаете, всегда трудно говорить что-то конкретное, пока не принято решение, а есть только некий «пуск информации в народ». Кстати, все эти неконкретные статьи, обсуждения, сообщения источников появляются не просто так – так, как правило, проводится зондирование эффекта, который вызвала бы идея в обществе. Да, тут эффект скорее всего и так был бы одобрительный, но мы же в процессе выборов сейчас находимся, нужно учитывать все.

Конечно, с рядом социальных сфер сталкиваются все граждане без исключения, и здравоохранение и образование – в числе этих сфер. Так что, повторю, было бы очень хорошо ввести понятие минимальных расходов на социальную сферу. Еще бы сделать это с индексацией, чтобы показатель был действительно адекватен происходящей инфляции! Тогда вопросы в области здравоохранении и образовании решались бы лучше, и сами решения были бы более стратегическими – потому что была бы надежда на то, что они выполнимы», – сказала Любовь Храпылина.

Голосов Григорий Храпылина Любовь
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).