В правительстве разрабатывается проект реформы тарифов на электроэнергию, в первую очередь для населения. Речь идет об идее введения социальной нормы энергопотребления, которая уже обсуждалась в первой половине 2010-х годов, но так и не была внедрена. Вице-премьер Дмитрий Козак, как пишет во вторник «Коммерсантъ», уже предложил заинтересованным ведомствам подготовить нормативные документы до середины января.
В соответствии со схемой, которая сейчас рассматривается в правительстве, социальная норма энергопотребления фиксируется на отметке 300 кВт·ч в месяц. Если оно укладывается в это значение, то оплачивается по базовому тарифу, а если нет — то по повышенному. А если потребление превышает 500 кВт·ч, оплата происходит по «экономически обоснованному» тарифу.
Если будет принят такой вариант реформы, то в соцнорму практически автоматически уложатся, например, одинокие пенсионеры и вообще небольшие семьи. При среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт·ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств.
В 2013 году, во время обсуждения предыдущего варианта реформы, предполагалось ввести норму потребления не на «точку подключения», а на человека. Правда, и норма была значительно ниже, в разных пилотных регионах она составила 50–190 кВт·ч в месяц на человека.
В кабинете министров также обсуждают, например, возможную постепенную отмену льготных тарифов для жителей сельской местности, а также для квартир с электроплитами или электроотоплением. Также льготы могут потерять садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например, сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п.
Основной смысл реформы — сократить перекрестное субсидирование. Это настоящая проблема для электроэнергетики: тарифы для населения сейчас установлены на уровне ниже экономически обоснованного, но для того, чтобы энергосбыты, энергосети и производители электроэнергии не разорялись, повышенные тарифы установлены для промышленности. В итоге получается, что сниженные тарифы для населения оплачивает промышленность, из-за чего производимые ею товары обходятся дороже тому же самому населению.
Летом Минэнерго оценило объем перекрестного субсидирования в 2017 году в 368 млрд рублей, причем с прогнозом роста к 2022 году до 417 млрд. Для ее сокращения к 2022 году до плановых 89 млрд рублей требовался рост тарифов населения на 13,9% в год, что практически невозможно при инфляции в 3-5%.
Сейчас соцнормы действуют, например, в Крыму — тарифы варьируются в зависимости от объема потребления. В городах (а это, помимо крупных населенных пунктов, практически весь Южный берег Крыма) при потреблении до 150 кВт·ч тариф составляет 2,70 рублей за кВт. За 150-800 кВт приходится платить 3,38 рублей, свыше 800 кВт — 4,95 рублей.
Но по итогам 2013 года, когда соцнормы были введены в нескольких регионах России, эксперимент был признан в целом неудачным. Тогда местные власти опасались, что новация будет воспринята как шаг к резкому увеличению тарифов на электроэнергию, и в итоге федеральный центр отказался от реформы (точнее, перенес ее введение на два года, что почти равносильно отказу).
На этот раз, правда, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), как пишет «Коммерсантъ», напротив, высоко оценили опыт применения социальной нормы в Крыму. Замглавы ведомства Виталий Королев заметил, что в среднем на человека в России приходится 89 кВт·ч в месяц, хотя в ряде регионов заметно больше (в Иркутской области — около 225 кВт·ч, там дешевая электроэнергия и многие используют ее для отопления домов). По мнению Королева, соцнорма «стимулирует проводить меры по энергосбережению и сокращать перекрестное субсидирование».